Большие данные и новая экономика

| статьи | печать
Перефразируя профессора Сергея Капицу, можно утверждать: именно совокупный опыт, взаимодействие, распространение и передача из поколения в поколение знаний, обычаев и культуры, а не интенсивность размножения определяют темп развития человеческой цивилизации.

Хроника знаний

Совместный проект «Экономика данных», осуществляемый компанией IBS и Slon.ru,* — поучительная история накопления и применения знаний, материалы о том, как благодаря анализу «больших данных» бизнес изменяется и начинает зарабатывать по-новому, государство становится эффективнее, а жизнь людей — комфортнее.

Это интересно:

2600 г. до н. э. Чтобы прокормить население в городах Древнего Египта и Пакистана при непредвиденных обстоятельствах, используется расчёт достаточных запасов зерна (методика расчёта неизвестна).

443 г. до н. э. Для обоснования принимаемых государственных решений в Древнем Риме император Сервий Туллий создаёт институт цензуриата, обеспечивающий сбор данных о населении, уровне доходов, состоянии построек, снабжении войск и т.д.

IV—III века до н. э. В Александрийской библиотеке собрано 54 800 свитков.

250 г. до н. э. Архимед вводит понятие степени числа.

1086 г. По приказу английского короля Вильгельма Завоевателя (1027—1087) составлена Книга Страшного суда, содержащая информацию о населении, пастбищах, пахотных землях, денежной оценке хозяйств, прогнозы повышения продуктивности поместий.

Середина XIII века. Монгольские ханы организуют перепись русского населения (дворов) для более точного взимания дани.

1450 г. Иоганн Гутенберг изобретает наборный шрифт — обмен знаниями существенно упростился.

Средние века. Накопленный в то время объём знаний теоретически может усвоить один человек — правда, он должен был быть гением.

1662 г. На основе анализа еженедельных бюллетеней смертности жителей Лондона Джон Граунт (1620—1674) осуществляет первое демографическое исследование и экстраполирует выводы на всё население страны.

1702 г. В России издан указ о подаче в Патриарший духовный приказ приходскими священниками недельных ведомостей о родившихся и умерших.

1718 г. По указанию Петра Великого в стране проводится первая подушная ревизия мужского населения.

1802 г. Указом императора Александра I вводится письменная отчётность для российских министерств.

1885 г. Бельгийский математик и статистик Адольф Кетле (1796—1874), основоположник учения о средних величинах, инициирует регулярную перепись населения в развитых странах и основывает международный статистический институт, существующий до настоящего времени.

1822 г. Английский математик Чарльз Бэббидж (1791—1871) для проведения масштабных расчетов изобрёл первую механическую машину, позволяющую вычислять многочлены до шестой степени с точностью до 18-го знака.

Начало XX века. Применение в исследованиях качества продукции, уровня жизни населения, покупательского спроса методов теории вероятностей.

1917—1930 гг. Становление советской статистики. Формирование научных коллективов сопровождается проведением многочисленных статистических переписей и обследований, построением первого народно-хозяйственного баланса.

1940 г. В «битве за Британию» (1940 г.) лондонские статистики фиксируют место падения каждой бомбы: плотность бомбометания позволяет определить интересующие Германию цели, оптимизировать места размещения зенитных батарей, повысить надёжность прикрытия истребителями защищаемых объектов.

1943 г. IBM создаёт программируемый компьютер (Automatic Sequence Controlled Calculator) Mark I на основе идей и расчётов Чарльза Бэббиджа.

Конец 1960-х гг. Появился термин Data Science (раздел информатики, изучающий проблемы анализа, обработки и представления данных в цифровой форме).

1964 г. IBM создаёт семейство компьютеров System 360. Компьютерное оборудование различных производителей становится совместимым. Установлен стандарт байта, состоящего из восьми битов, в широкое употребление вводится шестнадцатиричная система исчисления в программировании.

1965 г. Создан мини-компьютер PDP-8 стоимостью 20 000 долл. и размером с современный бытовой холодильник.

1966 г. Роберту Деннарду из компании IBM выдан патент на базовую идею трехтранзисторной ячейки памяти, до настоящего времени используемой для краткосрочного хранения информации.

1969 г. Создана сеть ARPANET — прообраз современного интернета.

1970 г. Учёные Дж. Холланд, Л.А. Растригин, И.Л. Букатова и др., начиная с конца 1960-х гг., сформулировали теоретические принципы эволюционного развития, доступные компьютерному моделированию и положившие начало технологии Data Mining (анализ данных).

Информация к размышлению

Джей Форрестер, исследователь динамических структур социальных систем, сформулировал задачу для технологий больших данных: «...Обычно мы испытываем трудности не в нехватке информации о реальной системе. Обычно мы испытываем трудности избирательного подхода к ней. Разнородная информация должна быть организована. Организация информации определяет структуру модели».

1976 г. Представлен первый персональный компьютер — Apple I. В крупнейшей библиотеке мира — библиотеке Конгресса США накоплено 7 Тбайт информации. Для сравнения: сегодня таким объёмом информации ежедневно обмениваются пользователи «Твиттера».

Начало 1980-х гг. Становление интернета: в форме телеконференций Usenet, которые проходили через обмен электронной почтой в режиме реального времени или через почтовые ящики. В московском ВНИИПАС в 1983 г. размещено оборудование и ПО для проведения компьютерных конференций. Число первых пользователей интернета в Европе — несколько сотен человек.

1984 г. Анатолий Иоффе создаёт первый российский компьютер «Агат». Основной покупатель компьютеров — Министерство просвещения. Стоимость одного компьютера порядка 4000 руб.

1987 г. Разработана концепция RAID – система хранения данных на независимых дисках (I-independent).

1990 г. Бизнес актуализирует изучение проблемы обработки и хранения больших объёмов информации. 19 сентября был зарегистрирован домен SU — день рождения Рунета.

1994 г. Регистрация домена RU, активное развитие Рунета, начало создания многочисленных виртуальных библиотек и галерей, новостных, деловых и развлекательных сайтов, представительств газет.

2001 г. Уильям С. Кливленд предложил рассматривать Data Science как академическую дисциплину. Общие расходы на инструменты работы с «большими данными» составили 28 млрд долл.

2002 г. Разработан 64-разрядный микропроцессор, увеличивший максимальный объём оперативной памяти компьютеров.

2003 г. Средняя скорость интернет-доступа в России — 56 Кбит/с. В мире накоплено 5 Эбайт информации.

2008 г. Средняя скорость интернет-доступа в России — 1100 Кбит/с. В мире накоплено 0,18 Збайт данных.

2009 г. В мире накоплено 0,8 Збайт. Для сравнения: 1 Эбайт данных в 4000 раз превышает объём информации, накопленной в библиотеке Конгресса США. Более 4 млрд человек используют мобильные телефоны, из них 12% — смартфоны.

Агентство национальной безопасности США ежедневно перехватывает и сохраняет 1,7 млрд электронных писем, телефонных звонков и других сообщений. Собрана информация о 20 трлн операций. Объём мирового рынка Big Data («большие данные» в информационных технологиях) составил 3,2 млрд долл.

2011 г. Объём мирового рынка Big Data — 4,8 млрд долл. В мире 30 млрд RFID-меток, 4,6 млрд телефонов с камерой. Интернетом пользуются более 2 млрд человек. В мире накоплено 1,76 Збайт данных. В библиотеке Конгресса США накоплено 235 Тбайт данных.

2012 г. В мире накоплено 2,8 Збайта данных. Ежедневно генерируется более 25 Тбайт лог-файлов. В «Твиттере» накоплено более 12 Тбайт данных. Средняя скорость интернет-доступа в России — 22 Мбит/с (26 место в мире).

2013 г. Бизнес генерирует не более трети от общего мирового запаса данных. 85% данных, сгенерированных пользователями, относится к бизнесу. Из 4,4 Збайта накопленных в мире данных не более 1,5% имеют информационную ценность. Дорожка из планшетов с этим суммарным объёмом памяти составляет 2/3 пути до Луны. Расходы на инструменты для работы с «большими данными» составляют 34 млрд долл. 60% данных сосредоточено на зрелых рынках (США, Западная Европа, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия).

2014 г. Ежедневно обрабатывается 2 млрд событий, занимающих 400 Гбайт сжатых данных. 70% крупных компаний используют или планируют внедрить Big Data. Средний бюджет крупной компании на технологии Big Data составляет 8 млн долл. В России накоплены 2,4% общего объёма мировых данных. Глобальный опрос: в необходимости инвестировать в анализ больших данных уверены 53% компаний в мире и 58% — в России.

2015 г. Объём информации в мире в 92,5 млн раз превышает объём информации библиотеки Конгресса США. Всего будет накоплено 7,9 Збайта данных.

2016 г. Расходы на инструменты работы с «большими данными» составят 232 млрд долл. Потребность бизнеса США в специалистах в области изучения и обработки «больших данных» составит 140 000—160 000 человек, в области менеджмента, обладающих навыками работы с большими данными, — 1,5 млн человек.

2020 г. 60% данных будет сосредоточено на развивающихся рынках (Китай, Бразилия, Индия, Россия и Мексика). По разным оценкам, в мире (суммарно на всех системах хранения данных) будет накоплено 40—44 Збайт информации.

Однако вопрос, какая доля информации будет оригинальной и эффективно используемой, остаётся открытым…

* Использованы материалы http://slon.ru/specials/data-economics/, http://www.ibs.ru/media/news/ibs-i-slon-ru-zapuskayut-ekonomiku-dannykh/, http://slon.ru/specials/data-economics/articles/10-global-problems/, http://slon.ru/specials/data-economics/other/timeline/ и др.

Викиномика: массовое сотрудничество изменяет мир*

Главная идея: в XXI веке коммерческий успех обеспечит следование глобальным трендам в бизнес-технологиях. Это принципы массового сотрудничества (mass collaboration) и взаимодействия равных (peer collaboration) и идеология открытого кода (открытого программного обеспечения), позволяющего многим пользователям участвовать в создании и совершенствовании конкретной разработки.

Иными словами, огромные массы людей, связанных между собой в новой сети Web 2.0 (в отличие от Web 1.0), — коллективный гений — уже эффективно и добровольно сотрудничают, активно участвуют в инновациях, создании ценности и социальном развитии, развивают искусство, культуру, науку, образование, деятельность правительственных учреждений и экономику.

Рост доступности информационных технологий предоставляет инструменты сотрудничества, создания ценностей и конкуренции практически каждому, возможность свободно участвовать в совместном создании инноваций и ценностей (продуктов и услуг) в любой отрасли экономики. Возникающие самоорганизующиеся союзы бросают вызов крупнейшим и богатейшим компаниям мира.

Новая модель низкозатратного массового сотрудничества, основанная на эффективных коллективных действиях, получила название peer production — пиринг-модель.

Формируется новый мир, в котором знания, власть и производственные мощности распределены в растущей степени, а «выживут только те, кто связан с другими». Усилится изоляция тех, кто не сможет соответствовать новой доктрине. Граждане — работники, потребители, члены сообществ и налогоплательщики — постепенно приобретают силу для инноваций и создания ценностей на глобальном уровне, формируют гибкую глобальную сеть специализированных производителей, обменивающихся услугами, новую экономическую демократию, в которой все играют ведущую роль.

Самоорганизующиеся массы порождают новые источники конкуренции.

Информация к размышлению

Уходит время «тех, кто доселе успешно процветал под защитой разнообразных барьеров для вхождения, включая высокую стоимость приобретения финансового, физического и человеческого капитала, необходимого для успешной конкуренции». Их интересы вступают в противоречие с действительностью.

*****

Новый дух сотрудничества выстраивает широкую горизонтальную сеть коллективного знания и способностей, обеспечивает производство на равных, позволяет более результативно, чем когда-либо ранее, использовать человеческие навыки, интеллект и мастерство за счёт привлечения внешних ресурсов, превосходящих внутренние возможности компании.

В недалёком будущем новая модель производства на равных заменит традиционные корпоративные иерархии и станет новой движущей силой экономики. Так, постоянное увеличение количества пользователей и вычислительной мощности одновременно с упрощением инструментов взаимодействия превращает интернет в глобальный, живой сетевой компьютер, на котором каждый может действовать и создавать свои программы.

При этом компании, ориентирующиеся лишь на внутренние ресурсы, не взаимодействующие открыто с «партнёрами, конкурентами, учителями и преподавателями, правительством и, в первую очередь, с самими клиентами…, не смогут удовлетворять потребности клиентов с достаточной быстротой, инновационностью и надлежащей степенью контроля».

Искусство и наука викиномики основаны на четырёх мощных новых идеях, заменяющих собой прежние: открытость, пиринг, предоставление доступа и глобальный характер деятельности.

Открытость ассоциируется с честностью, прозрачностью, свободой, гибкостью, экспансивностью, вовлечённостью и доступом. Мнение о том, что «компании способны сохранять конкурентоспособность, лишь держа свои самые ценные активы плотно прижатыми к себе обеими руками», устарело. Прозрачность, то есть раскрытие информации, составляет основу активно создаваемой сетевой экономики.

Пиринг успешно использует самоорганизацию — метод производства, работающий для решения ряда задач лучше, чем иерархическое управление.

Информация к размышлению

Подобная неформальная организация позволила тысячам добровольцев постоянно участвовать в усовершенствовании и улучшении программы Linux — надёжной и бесплатной операционной системы для компьютеров, веб-серверов и баз данных.

Георгий Дерлугьян, профессор Нью-Йоркского университета: это называется «проблема коллективного действия», когда люди преследуют не свои личные сиюминутные цели, а участвуют в том, что работает бы на некий коллективный и долгосрочный интерес (http://stolica.fm/archive-view/6236/).

Предоставление доступа противоречит традиционным представлениям об охране интеллектуальных и прочих ресурсов, инновации путём получения патентов, авторских прав и товарных знаков. Доминирующей становится новая экономика знаний, рассматривающая интеллектуальную собственность как некий взаимный фонд, поддерживающий баланс интеллектуальных активов, защищающий некоторые из них и предоставляющий открытый доступ к другим.

Сила совместного доступа означает доступ к интеллектуальным продуктам в любой отрасли, начиная от автомобилестроения и заканчивая производством товаров массового потребления, к компьютерным мощностям, ширине канала связи с интернетом, контенту, научным знаниям и др. В результате возникает самостоятельная и устойчивая система, не требующая централизованного инвестирования — достаточно готовности участников делиться своими ресурсами.

Глобальный характер деятельности — необратимое следствие глобализации, развивающей (противоречиво, с отходами, кризисами и т.д.) мировой экономический рост, поднимающей стандарты жизни, усиливающей степень мировой взаимозависимости.

Информация к размышлению

Никто и ничто не сможет сохранить статус-кво: человечество ожидают исторические экономические, культурные и политические потрясения. В частности, «на экономическом фронте будет происходить дальнейшая интеграция национальных экономик в единый безграничный мир».

Изменятся формы сотрудничества и способности компаний к инновациям и производству. Глобальная конкурентоспособность потребует скрупулёзного изучения мировых трендов развития и активного привлечения всё большего числа талантливых сотрудников.

Глобальные альянсы, огромные рынки труда и «сообщества равных» обеспечат доступ к новым рынкам, идеям и технологиям. Те, кто не сможет перестроиться, быстро обнаружат свою ущербность, неспособность соревноваться в деловом мире, отрицающем устаревающие современные стандарты. Способности глобально мыслить будет недостаточно — потребуются систематические и активные глобальные действия.

*****

У истинно глобальных компаний не окажется региональных или физических границ. Они будут выстраивать экосистемы планетарного масштаба для дизайна, снабжения, сборки и распределения продукции в мировом масштабе.

Ценности организации, её навыки, инструменты, процессы и вся архитектура командно-контрольной экономики превратились в препятствия для современных экономических процессов. не способны обеспечить требуемый для конкуренции уровень креативности, взаимосвязи и быстроты реакции.

Информация к размышлению

Масштаб и глубина инновационных ресурсов ускоряют внедрение новых изменений: льготного периода не будет ни у кого. Прежнее мышление в стиле «планировать и стимулировать исполнение» уступает место новому — «участвовать и совместно создавать».

Добровольное сотрудничество позволяет создать быстрые, гибкие и инновационные проекты, гораздо более успешные, чем известные крупные проекты с большим объёмом финансирования.

В результате «развивающийся рынок идей, изобретений и уникальных мозгов позволяет… привлекать для решения своих задач творческие коллективы, размер которых в десятки раз превышает количество собственных сотрудников компании». При этом «массовое сотрудничество утверждается на рабочих местах и создаёт новую корпоративную меритократию, разрушающую иерархические закрытые компании и объединяющую прежде разрозненные внутренние сети в крупные открытые мегасообщества».

Инновационность требует понимания сути самих изменений, вопросов стратегии и «сотрудничества с огромным количеством людей, невзирая на границы, культуры, принятые правила и корпоративные рамки». В противном случае экономика обречена на упадок, а обществу грозит цивилизационная деградация.

Информация к размышлению

Авторы приводят образные сравнения: «Проигравшие создавали сады, спрятанные за высокими стенами. Победители строили площади, доступные для всех. Проигравшие сами занимались инновациями. Победители дали возможность проводить инновации своим клиентам. Проигравшие ревностно следили за своими данными и хранили в тайне программные продукты, формировавшие интерфейс программы. Победители делились этими данными со всеми».

Глобальный заводской цех

Старая монолитная мультинациональная компания, создающая ценность закрытым иерархическим способом, уходит в прошлое. Сегодня побеждает тот, кто обладает открытыми и «пористыми» границами, соревнуется, используя внешние знания, ресурсы и возможности.

Пока люди нуждаются в пище, средствах передвижения, доме, одежде, здоровье, физические вещи будут важны для экономики. Компании, разрабатывающие и производящие эти товары, начинают усваивать четыре принципа викиномики: открытость, пиринг, обмен информацией и глобальность деятельности.

Ещё недавно мультинациональная компания создавалась по системе «ступица и спицы». Головной офис разрабатывал планы и давал указания международной сети филиалов, дочерних предприятий и бизнес-подразделений, создававших продукты для местных рынков.

Преимущества местного производства: соответствие локальным вкусам, наём местных талантов и создание рабочих мест, укрепление местной экономики, поддержка спроса на потребительские товары, протекционизм, характерный для эпохи национального государства.

Такая стратегия организации рыночного производства недостаточно корреспондируется с идеей объединения усилий для глобальной деятельности, так как «национальные ограничения ведут к подъёму раздутой и дорогой бюрократии, развившей неэффективные, неконкурентоспособные и часто ненужные процессы создания и продвижения продуктов на локальном уровне».

Новая модель — глобальная фирма — ломает национальные границы, консолидируя ресурсы и возможности на глобальном уровне, используя силу человеческого капитала вне организационных границ. Успешные «глобально интегрированные предприятия заключают в себе сотни, если не тысячи компаний, объединяя компоненты деловой активности и производства на мировом уровне. Всё — от зарождения предложения до его поставки на рынок — свободно управляется в рамках невидимого глобального сотрудничества».

*****

Вертикально интегрированные компании разделяются на составные части и концентрируются на вопросах стратегии и развития уникальных внутренних компетенций. Решения о том, какую деятельность оставлять в рамках компании, а какую отдавать на сторону, становятся судьбоносными.

Новая производственная реальность заключается в том, что «границы постоянно размываются. Всё — от Apple iPod и Airbus A-380 до набора микросхем Intel — состоит из компонентов и услуг множества фирм. В эпоху модульности, открытых структур, мгновенных коммуникаций и глобально рассредоточенных возможностей компании должны основывать решения о своих границах на стратегических оценках того, какие операции они хотят оттачивать сами, а какие больше подходят для партнёров, поставщиков и клиентов».

Информация к размышлению

Всё больше машин изготавливают не автомобильные компании, а партнёры. Так, BMW фокусируется на маркетинге, сотрудничестве и взаимоотношениях с клиентами, поддерживает экспертную позицию в машиностроении. Основную часть деталей создают поставщики, часто они собирают саму машину. Например, специализация Magna International позволяет собрать машину быстрее, дешевле и лучшего качества, чем BMW.

Растущая ответственность поставщиков за инновации сигнализирует о важном изменении в конкурентной среде: для головных фирм инновации меньше касаются изобретения и создания физических объектов и больше связаны с управлением или координацией передовых идей.

Вoeing, BMW и им подобные корпорации, создав широкую горизонтальную сеть партнёров, не отказываются от инноваций, используют освободившиеся ресурсы, чтобы сфокусироваться на улучшении ценностей, наиболее важных для клиентов.

Они сосредотачиваются на концептуальных разработках, гибком управлении сплавом дизайна и разработки, поступающим из сообществ множества поставщиков, партнёров и клиентов.

Открытость принципиально меняет политику компании, привыкшей к чрезвычайно секретной и иерархичной деятельности, позволяя использовать таланты со всего мира, получать ото всех идеи, не ограничиваясь «своими».

Авторы заключают: «Постепенно происходят глубокие и долгосрочные изменения в культуре, структуре и процессе работы, переход от закрытых и иерархических структур с жёсткими рабочими взаимосвязями ко всё более самоорганизующимся, распределёнными и основанными на человеческом капитале и сотрудничестве сетям, которые используют знания и ресурсы как самой компании, так и из-за её пределов».

* Использованы материалы книги Дона Тапскотта и Энтони Д. Уильямса «Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет всё». — BestBusinessBooks, Петербург, 2009 г.

*****

«Большие данные». Новая экономика. Глобальные компании. Индивидуализация товаров и услуг в рамках глобального массового производства. Доступность информации и добровольное сотрудничество как альтернатива рыночной конкуренции, закрытости и структурной иерархии. Это набирающие силу объективные тренды XXI века.

В условиях антироссийских санкций особенно важно понимать суть новых процессов и трудностей, не вчера возникших. Не следует тешить себя надеждами на их скорую отмену. Недопустимо мириться с утверждением о необратимом отставании темпов роста российской экономики от мировой в ближайшие полтора десятка лет (http://me-forum.ru/media/news/2645/).

Информация к размышлению

Валентина Бондаренко, Институт экономики РАН, директор Международного фонда Н.Д. Кондратьева: в России популярны предложения по изменению модели экономического роста, затрагивающие надстроечные элементы — инвестиции, институты, налоги, необходимость проведения структурных реформ (пенсионной, снижения административных издержек, повышения конкурентоспособности, улучшения качества управления), разработку нормативной базы для производства новых технологий и т.д.

Не говорят о «необходимости преобразования базисных оснований — производственных отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ и адекватных им производительных сил» (выделено мной. — В.Т., см. там же).

На самом деле, говорят. Например, «Не опоздать на уходящий поезд», «Конференция в ВШЭ. Социальное неравенство — „красный свет“ на пути прогресса» — см. здесь же.

Ключевое условие — объективное целеполагание, адекватная реакция на текущую ситуацию, ответственные действия на долгосрочную перспективу в рамках перехода на ресурсонезависимую и ресурсосберегающую модель развития России.

Не впадая в доморощенный технологический примитивизм, преодолевать опасную зависимость от зарубежных технологий. Не порождая закрытость, развивать импортозамещение. Поощряя (не в ущерб сырьевому экспорту) экспорт отечественных несырьевых инновационных продуктов, способствовать их скорейшему внедрению в отечественную экономику.

Иными словами, целенаправленно превращать Россию в страну, не только удобную для жизни своих граждан, но и всё более привлекательную для творческих личностей из других стран.

Информация к размышлению

1. Наталья Акиндинова, директор Института «Центр развития» ВШЭ и Евгений Ясин, научный руководитель ВШЭ в докладе «Новый этап развития экономики в постсоветской России» на XVI Апрельской международной научной конференции отметили, что «упор на импортозамещение в условиях ограничения внешних связей означает курс на упрощение экономики и поддержку неэффективных производителей». Возможный в течение короткого периода рывок, близкий по темпам к динамике 2000-х годов, по мере исчерпания ресурсов приведёт к более глубокой рецессии или спаду.

2. Бондаренко: Знания - от главный ресурс для понимании объективных причин возникновения и распространения глобального системного кризиса, выхода из него и нахождения адекватной модели базовых отношений. С их помощью должна быть построена несырьевая модель развития, обеспечивающая гигантский инновационный рывок во всех областях человеческой жизни (http://me-forum.ru/media/news/2645/).

3. Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin Group6 «Если вы хотите пойти быстро, идите в одиночестве. Если вы хотите пойти далеко, идите вместе» («Независимая газета», 31 марта 2015 г.).

Для этого не обязательно вкладывать миллиарды в «Сколково» и прочие неоднозначные мегапроекты. Давно пора посмотреть неангажированным взглядом на проблемы российской экономики. Для начала перестать смешивать очевидную актуальность укрепления безопасности госграниц с продуманной реализацией безграничных возможностей информационно-коммуникационных (цифровых) технологий (в частности, включая распространение 3D- и 4D- принтерных технологий).

Нельзя не согласиться с авторами «Викиномики»: чтобы принимать хорошие решения, надо привлекать к работе широкий круг участников, представляющих все слои населения. При этом «открывается возможность преодолеть отчуждение большинства от обмена знаниями, властью и капиталом, а следовательно, распределения экономических результатов» (выделено мной. — В.Т.).

Это и есть новая экономика как составная часть мироустройства XXI века! Разумеется, речь не идёт о слепом копировании чужого опыта. Но поговорка «Одна голова хорошо, а две лучше» нуждается в модернизации: если есть шанс привлечь к деятельности на благо России тысячи умных голов — его упускать нельзя!