Прошлая неделя завершилась не только праздничными мероприятиями, но и подписанием целого ряда российско-китайских соглашений, касающихся как торговых, так и финансовых отношений. Мировая финансовая система оказалась действительно многополярной, и попытка финансовой изоляции России не удалась. Китайские банки открывают кредитные линии для российских банков на сумму более 12 млрд долл.
Самое крупное кредитное соглашение подписали ВЭБ и China Development Bank. Оно предполагает предоставление кредита на сумму 8 млрд долл. на развитие инфраструктуры, коммуникаций и агрокомплекса Дальнего Востока и Сибири. China Eximbank предоставит ВЭБу еще 3,9 млрд юаней (600 млн долл.). Кроме того, China Development Bank для финансирования торговых операций откроет Сбербанку кредитную линию на 1 млрд долл., а ВТБ — на 2 млрд долл. Еще 480 млн долл. ВТБ получит от China Eximbank.
Китай с 2013 г. активно продвигает проект «нового Шелкового пути», в рамках которого финансирует инфраструктурные проекты в странах Средней Азии и Ближнего Востока. Размеры финансирования амбициозного проекта впечатляют: порядка 100 млрд долл. В нашей стране Китай намерен профинансировать строительство железнодорожной магистрали Москва — Казань (6 млрд долл., почти треть общей стоимости).
«Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали соглашение об основных условиях поставок газа. В базовом варианте западного маршрута предполагается, что по газопроводу «Алтай» в Китай будет поставляться 30 млрд куб. м ежегодно в течение 30 лет. В сфере электроэнергетики достигнуто соглашение о создании совместных предприятий «Россетей» и «Росгидро» с китайскими компаниями для развития энергетики Дальнего Востока.
Наконец, подписано соглашение, согласно которому в течение ближайших трех лет Китай купит у России до 100 самолетов Sukhoi SuperJet-100 на сумму около 3 млрд долл. А «Вертолеты России» согласовали с Китайской корпорацией авиапромышленности AVIC создание совместного тяжелого гражданского вертолета.
«Китай недвусмысленно заявил о своем интересе к российским рынкам, — подчеркивает Ю. Цепляева. — Китайские инвестиции могут быть очень объемными и способны существенно поддержать слабый инвестиционный спрос в России. Однако обычно требуется довольно много времени, чтобы от планов перейти к конкретным делам, особенно относительно сотрудничества в сфере энергетики».