С целью оценки влияния последних изменений в Бюджетном кодексе на сбалансированность местных бюджетов Министерство финансов РФ впервые начинает осуществлять раздельный мониторинг исполнения бюджетов поселений — сельских отдельно от городских. Также отдельно будет оцениваться финансовая деятельность новых видов муниципальных образований — внутригородских районов в мегаполисах.
Пока информация о сложностях исполнения муниципальных бюджетов из-за корректировок в бюджетном законодательстве отсутствует, поскольку не наработана еще практика правоприменения новшеств.
Коррективы внесены по воле президента
Новые нормы в бюджетное законодательство введены в конце ноября прошлого года законом о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ (от 29.11.2014 № 383-ФЗ). По заключению Минфина, он приводит Бюджетный кодекс в соответствие с муниципальным законодательством после принятия федеральных законов от 27.05.2014 № 136-ФЗ и от 23.06.2014 № 165-ФЗ. Закон был разработан во исполнение поручения Владимира Путина по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, состоявшегося 26 мая 2014 г.
Согласно новым нормам:
- 26 наиболее «затратных» полномочий сельских поселений из 39 вопросов местного значения отданы на районный уровень; это 45% объема расходных обязательств сельских поселений, или 90,7 млрд руб.;
- 13 из 45 вопросов местного значения городского округа в случае его деления переходят на уровень внутригородского района.
Изменения в закон о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) вступили в силу 1 января 2015 г. и направлены на достижение двух целей:
1) в части новых типов муниципальных образований (внутригородских районов) обеспечить включение их бюджетов в бюджетную систему и полноправное их участие в бюджетном процессе при принятии соответствующих решений на региональном и муниципальном уровнях;
2) в части перераспределения полномочий муниципальных районов и сельских поселений обеспечить сбалансированность их бюджетов после дележа расходных обязательств.
Что получается на практике, рассказали наши читатели («ЭЖ», 2015, № 15 и 17). К их откровениям стоит добавить, что только в Челябинске местные депутаты решили создать внутригородские муниципальные образования с самостоятельными бюджетами. В других крупных городах местные власти решили повременить с делением на внутригородские районы.
Теперь самое время взглянуть, в каком состоянии пришли российские муниципии к очередному этапу реформирования местных бюджетов.
Исполнение местных бюджетов в 2014 г.
Согласно официальным данным Минфина, суммарный доход местных бюджетов в 2014 г. составил 3508,7 млрд руб., что на 3,6% больше, чем было в 2013 г. Рост произошел в основном за счет увеличения объемов субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Федерации.
Однако собственные доходы местных бюджетов в 2014 г. ужались по сравнению с 2013 г. на 137,7 млрд руб., или на 5,6%, и составили 2305,2 млрд руб. Произошло это из-за сокращения нормативов отчислений от отдельных видов налоговых доходов, поступивших в бюджеты муниципальных районов и городских округов в связи с перераспределением полномочий.
При этом налоговые доходы городских и сельских поселений выросли на 23,7%, или на 27,8 млрд руб.
А муниципальные районы получили меньше налоговых доходов на 10,8%, чем годом раньше (–32 млрд руб.), городские округа — на 11,6% (–71,7 млрд руб.). Уменьшение связано с передачей от муниципальных районов и городских округов на региональный уровень полномочий по финансовому обеспечению сферы дошкольного образования и с внесением изменений в Бюджетный кодекс, согласно которым с 2014 г. действует новое распределение нормативов отчислений от НДФЛ между региональными бюджетами и бюджетами муниципальных районов и городских округов.
Объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям (без учета субвенций) в 2014 г. снизился в сравнении с 2013 г. на 8,1% (–90,8 млрд руб.). Это сокращение тоже связано с перераспределением полномочий в сфере дошкольного образования. Из-за этого объем дотаций уменьшился на 31,6 млрд руб., или на 10,1% против уровня предыдущего года, а субсидий — на 59,1 млрд руб. (–8,9%). Это коснулось муниципальных районов и городских округов.
Снижение объемов собственных доходов и межбюджетных трансфертов компенсировалось муниципалитетам увеличением на 27,5% по сравнению с 2013 г. субвенций, объем которых составил 1203,5 млрд руб.
Общий объем расходов местных бюджетов в прошлом году составил 3563,3 млрд руб. Это на 3,9% больше, чем было в предыдущем году. По сравнению с 2013 г. наибольший прирост расходов произошел в следующих сферах деятельности:
- культура (+10,9%);
- физическая культура и спорт (+9,3%);
- образование (+6,8%);
- жилищно-коммунальное хозяйство (+4,8%);
- управление (+4,6%).
В 2014 г. общий объем расходов местных бюджетов превысил объем поступивших доходов на 54,6 млрд руб. В 2013 г. превышение расходов над доходами составляло 42,2 млрд руб. С дефицитом исполнены местные бюджеты в 64 субъектах РФ, с профицитом — в 19 российских регионах. Без учета Республики Крым и г. Севастополя. Общая сумма дефицита — 68,4 млрд руб., профицита — 13,8 млрд руб.
Что год текущий нам готовит
Принятые изменения в Бюджетный кодекс предусматривают перераспределение из бюджетов сельских поселений в районные бюджеты 42,5 млрд руб., в том числе:
- 20,6 млрд руб. налоговых доходов с учетом предельных размеров нормативов отчислений от НДФЛ до 8% и от ЕСХН до 20%;
- 10,2 млрд руб. неналоговых доходов, включая доходы от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
- 11,7 млрд руб. доходов от акцизов на нефтепродукты и госпошлины на транспорт, которые будут зачисляться в доходы муниципальных районов при условии решения ими вопросов дорожной деятельности в сельских поселениях.
Изменения в Бюджетном кодексе касательно внутригородских районов не рассматриваем, поскольку эксперимент по созданию новых типов муниципальных образований проводится только в Челябинске.
Итак, на что следует обратить внимание сельским муниципальным управленцам.
1. Региональные власти получили право на перераспределение между бюджетами сельских поселений и муниципального района нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов. При этом установление предела нормативов отчислений от НДФЛ (не более 8%) и от ЕСХН (не свыше 20%) ограничит полномочия субъектов РФ по передаче доходов от муниципального района сельским поселениям в пределах доходов, которые будут переданы от сельского поселения муниципальному району.
2. Изменен подход к предоставлению дотаций поселениям из регионального и районного бюджетов. Выравнивание сельских поселений будет осуществляться отдельно от городских поселений, исходя из разных критериев выравнивания их финансовых возможностей и их расчетной бюджетной обеспеченности.
3. Органы государственной власти субъектов РФ могут пересматривать размеры единых нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, зачисляемых в региональный бюджет, при принятии законодательных решений федерального и регионального уровня о перераспределении полномочий и доходов бюджетов между публично-правовыми образованиями.
4. Установлена взаимосвязь между решением субъектом Федерации вопроса о дифференцированных нормативах отчислений от акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты и исполнением муниципальным образованием полномочий в сфере дорожной деятельности (п. 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса).
5. При установлении ограничения на объем иных межбюджетных трансфертов, в том числе дотаций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, учитывается расчетный объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, замененной дополнительными нормативами отчислений. Также предусматривается возможность превышения ограничения на сумму иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета ЗАТО и наукоградам (ст. 139.1 Бюджетного кодекса).
6. Региональная власть имеет право направить нераспределенный на плановый период между муниципальными районами объем субвенций на исполнение полномочий органов государственной власти субъектов РФ по расчету и предоставлению дотаций бюджетам городских и сельских поселений в размере не менее 20% общего объема указанных субвенций (ст. 140 Бюджетного кодекса).
Наибольший удельный вес в структуре местных бюджетов в 2014 г.
Сфера деятельности |
Доля, % |
---|---|
Образование |
47 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
14 |
Социальная политика |
9 |
Управление |
9 |
ИСТОЧНИК: Министерство финансов РФ |
Структура собственных доходов местных бюджетов по итогам 2014 г.
Виды доходов |
Сумма, млрд руб. |
Доля, % |
---|---|---|
Налоговые доходы, в том числе по нормативам отчислений |
969,3 |
42,0 |
Неналоговые доходы |
301,4 |
13,1 |
Межбюджетные трансферты (без субвенций) |
1034,5 |
44,9 |
ИСТОЧНИК: Министерство финансов РФ |