У бизнеса, особенно при наличии развитой холдинговой структуры, на определенном этапе развития может возникнуть потребность реструктуризации действующей системы управления. В качестве одного из способов реструктуризации может выступать реорганизация существующих юридических лиц с целью объединения компаний, занимающихся сходными видами деятельности, в одно предприятие. С 1 сентября 2014 г. вступили в силу поправки в ГК РФ, которые изменили правила реорганизации. Подробнее о том, почему реорганизация стала проще и удобнее, читайте в этой статье.
Такие компании могут существовать в разных организационно-правовых формах. При этом возможность проведения реорганизации в кратчайшие сроки является одним из основных факторов при принятии решения о реструктуризации Напомним: до недавнего времени реорганизация компаний различной организационно-правовой формы была невозможна: действовавшее до 1 сентября 2014 г. законодательство позволяло реорганизацию юридических лиц только одной организационно-правовой формы. Это значительно увеличивало сроки, а также расходы на реорганизацию. Сейчас ситуация изменилась: возможности реструктуризации значительно расширились. В частности, теперь разрешена реорганизация компаний различной организационно-правовой формы. В этой статье рассмотрены практические аспекты такой реорганизации в форме присоединения на примере присоединения непубличного АО к ООО. Выбор обусловлен тем, что именно эти ОПФ являются наиболее распространенными формами юридических лиц в России.
Действующий ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации») допускает реорганизацию юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абз. 1 п. 1 ст. 57 ГК РФ. Процедура реорганизации ООО и АО законодательно закреплена не только в ГК РФ, но и в специальных законах (Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) и Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Пока указанные законы не приведены в соответствие с ГК РФ. Следствием этого является отсутствие четкого и понятного порядка смешанной реорганизации.
Реорганизация смешанного типа происходит по общим правилам
Законодатель не закрепил какого-либо специального порядка для смешанной реорганизации, что означает, что особого требования в рамках такой реорганизации (в форме преобразования с последующим присоединением) выделять отдельные подэтапы не существует.
Порядок проведения реорганизации не претерпел каких-либо существенных изменений. Как и прежде, реорганизация проводится в следующем порядке:
1) инвентаризация активов и обязательств (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
2) принятие решения о реорганизации с утверждением договора о присоединении всеми участниками реорганизации и передаточного акта лицами, присоединяющимися к основному юридическому лицу (ст. 57 ГК РФ, ст. 17 Закона об АО);
3) уведомление налогового органа о начале реорганизации (ст. 60 ГК РФ, ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);
4) уведомление кредиторов путем размещения в средствах массовой информации сообщения о реорганизации (ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 15 Закона об АО). При этом нет необходимости выдерживать трехмесячный срок, предусмотренный ст. 60 ГК РФ, так как в процессе реорганизации новое юридическое лицо не возникает;
5) проведение сверки расчетов с налоговым органом (ст. 32, 45 НК РФ);
6) проведение совместного общего собрания акционеров (участников) обществ, реорганизуемых в форме присоединения.
Вопрос о том, нужно ли проведение совместного общего собрания, однозначно законом не решен. Дело в том, что утверждение договора о присоединении и передаточного акта происходит в рамках раздельных общих собраний акционеров (участников) реорганизуемых обществ, при этом все остальные вопросы, связанные с реорганизацией, разрешаются на общем собрании акционеров (участников), к которому осуществляется присоединение (в рамках, предусмотренных договором о присоединении).
В то же время п. 3 ст. 53 Закона об ООО подразумевает обязанность реорганизуемых обществ проводить совместное общее собрание участников в случае реорганизации в форме присоединения. Одновременно эта норма предоставляет участникам реорганизации значительную свободу в определении сроков и условий проведения такого собрания, поскольку в ней указано, что сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении. С учетом вышесказанного, а также принимая во внимание несовершенное правовое регулирование смешанной реорганизации, во избежание возможных рисков технического отказа в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, проведение совместного собрания участников (акционеров) обществ является обоснованным;
7) государственная регистрация новой редакции устава общества, к которому осуществляется присоединение одновременно с финальным этапом реорганизации, включающий в себя подачу заявления по форме Р16003 и иных документов, необходимых для регистрации реорганизации в форме присоединения.
Судьба уставного капитала и акций
Наличие среди участников реорганизации юридических лиц различной организационно-правовой формы влечет возникновение ряда вопросов, ответы на которые законодательство не содержит. Один из главных вопросов: что происходит с уставным капиталом присоединяемого общества? Действующая редакция Закона об АО содержит положение о том, что договором о присоединении должен быть предусмотрен порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что договор о присоединении в числе прочего также должен содержать порядок формирования уставного капитала. Другими словами, участники реорганизации сами вольны определить порядок формирования уставного капитала реорганизуемого общества. Действующая практика показывает, что на сегодняшний день существует несколько способов формирования уставного капитала реорганизуемого общества. Участники реорганизации вправе выбрать наиболее подходящий для них способ формирования уставного капитала. При этом возможно несколько вариантов.
Первый вариант — уставный капитал реорганизуемого общества не изменяется и остается в том же размере, в котором он существовал до реорганизации. При этом если участники реорганизуемых общества не совпадают, собственники таких лиц также могут определить размер доли участия в уставном капитале общества после его реорганизации, отдельно стоит подчеркнуть, что законодательством не установлена обязанность соблюдения пропорции в уставном капитале.
Второй вариант является более распространенным на практике. Он заключается в следующем: уставный капитал реорганизуемого общества формируется путем сложения уставных капиталов обществ, принимающих участие в реорганизации. В данном случае участники реорганизации также могут распределить доли участия в уставном капитале общества по своему усмотрению.
Еще одним важным вопросом при формировании уставного капитала реорганизуемого общества в форме АО является судьба акций. Действующее законодательство не разрешает этот вопрос. Но проект федерального закона о внесении изменений в Законы об АО и ООО предлагает дополнить Закон об АО ст. 20.1 «Особенности смешанной реорганизации» (законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и Федеральный закон „Об обществах с ограниченной ответственностью“ (в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)» не внесен в Госдуму, размещен на сайте www.regulation.gov.ru с ID 00/04-17252/08-14/12-13-4). Этой статьей установлено правило о том, что договором о присоединении, утверждаемым участниками реорганизации, должен определяться порядок конвертации акций в акции и обмена акций на доли (паи) участвующих в реорганизации или создаваемых в результате реорганизации юридических лиц. Этой же статьей предусматривается обязанность предусмотреть в решении о реорганизации положения по вопросам создания такого юридического лица в случае создания в результате реорганизации компании иной организационно-правовой формы.
В данном законопроекте законодатель, вероятнее всего, рассматривает смешанную реорганизацию как двухэтапную реорганизацию (преобразование с последующим присоединением). В таком случае в рассматриваемом примере вполне логичным представляется обмен акций присоединяемого общества на долю в уставном капитале основного общества (ООО), к которому осуществляется присоединение.
На момент публикации настоящей статьи автору не известно о существовании каких-либо официальных писем (разъяснений) ЦБ РФ или ФНС России по поставленному вопросу. Если руководствоваться положением, закрепленным в проекте, о том, что акции присоединяемого общества подлежат обмену на доли в уставном капитале ООО, представляется необходимым предусмотреть порядок такого обмена в договоре о присоединении с указанием размера и номинальной стоимости доли каждого будущего участника ООО после реорганизации.
Действующее регулирование реорганизации акционерных обществ в форме присоединения обязывает участников реорганизации принимать целый ряд решений и фактических действий, направленных на государственную регистрацию акций (среди прочего можно отметить обязанность по утверждению решения о дополнительном выпуске, государственную регистрацию выпуска, размещение акций, проведение операции в реестре акционеров, связанные с реорганизацией, утверждение отчета об итогах выпуска).
С учетом того что в рассматриваемом примере — присоединения АО к ООО — акции будут обмениваться на доли, а значит, участникам реорганизации необходимо будет совершить ряд действий, однако значительно меньший, чем в случае с присоединением акционерных обществ. В частности, после регистрации финального этапа реорганизации (регистрация прекращения деятельности акционерного общества в результате реорганизации в форме присоединения) правопреемник акционерного общества, прекратившего свою деятельность, необходимо будет уведомить регистратора акционерного общества о произошедшей реорганизации с целью внесения соответствующих изменений в реестр акционеров и расторгнуть договор на ведение реестра в связи с ликвидацией акционерного общества. Кроме того, правопреемнику реорганизованного акционерного общества необходимо будет уведомить Банк России о произошедшей реорганизации с целью внесения соответствующих изменений (потребуется погашение выпуска акций). Сейчас действующее законодательство, к сожалению, не содержит перечня документов, которые необходимо будет представить в ЦБ РФ для подобного уведомления, однако мы полагаем, что это не может служить препятствием для надлежащего уведомления соответствующего органа.
Процедура уведомления кредиторов
Реорганизация юридического лица имеет существенное значение для его кредиторов, поэтому необходимо осветить также порядок уведомления кредиторов о предстоящей реорганизации. Реорганизуемые общества обязаны опубликовать в средствах массовой информации сообщение о том, что их участниками было принято решение о реорганизации (п. 1. ст. 60 ГК РФ, п. 6.1 ст. 15 Закона об АО, п. 5 ст. 51 Закона об ООО). В это сообщении необходимо указать сведения о принятом решении, данные о каждом создаваемом юридическом лице, порядок и сроки предъявления кредиторами своих требований и другие данные. Процедура уведомления не претерпела существенных изменений и, как и прежде, заключается в обязанности общества, последним принявшего решение о реорганизации, либо общества, определенным решением участников обществ, принимающих участие в реорганизации, опубликовать дважды с периодичностью один раз в месяц в «Вестнике государственной регистрации» сообщение о принятом решении о реорганизации. При этом, как было указано выше, трехмесячный срок для оспаривания решения о реорганизации, предусмотренный ст. 60 ГК РФ, на реорганизацию в форме присоединения не распространяется.
Таким образом, введенная Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ смешанная реорганизация позволяет участникам хозяйственного оборота реструктурировать свой бизнес в более короткие сроки и с меньшими издержками. Тот факт, что действующие редакции специальных законов еще не приведены в соответствие, не должен отпугивать участников рынка от использования данного типа реорганизации. Практика показывает, что подобные реорганизации проводятся вполне успешно.