Федеральная антимонопольная служба России предупредила региональные власти о недопустимости установления максимального уровня наценки на социально значимые продукты, если это прямо не предусмотрено федеральным законодательством. Акты органов власти субъектов, которые вводят такие ограничения, подлежат отмене как противоречащие действующему законодательству.
ФАС России в письме от 17.04.2015 № ИА/18706/15 «Об установлении предельных размеров торговых надбавок в субъектах Российской Федерации» (далее — Письмо) предупредила региональные власти, что они не вправе принимать нормативные акты по ограничению торговых надбавок на отдельные виды продовольственных товаров, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Как указывается на официальном сайте Службы, поводом для направления ФАС России данного письма стали обращения Российской гильдии пекарей и кондитеров, а также Ассоциации компаний розничной торговли с жалобами на действия региональных властей по принятию актов, ограничивающих торговые надбавки как на оптовом, так и на розничном рынках.
Антимонопольная служба указывает, что согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 18.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле), государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти) осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами и в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственное регулирование цен на продовольственные товары в РФ осуществляется в соответствии с двумя документами: Указом Президента РФ от 28.02.95 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Так, постановлением утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в том числе:
- снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;
- наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
- торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
Таким образом, по мнению ФАС России, принятие органами исполнительной власти субъектов нормативных правовых актов, которыми вводится государственное регулирование торговых надбавок на отдельные виды товаров (в том числе путем установления их предельных уровней), за исключением случаев, предусмотренных федеральными актами, противоречит законодательству, а значит, такие акты подлежат отмене.
Кроме того, подобные действия региональных властей могут нарушать запрет, установленный ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральным законодательством случаев и могут стать поводом для возбуждения дела по признакам нарушения этой статьи.
Разъяснения, данные ФАС России в письме, касаются как нормативных правовых актов, носящих обязательный характер, так и тех актов, в которых содержатся рекомендации по введению ограничений.
Например, в Ростовской области есть распоряжение Правительства от 09.02.2015 № 41 «О мерах по стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в Ростовской области». Им рекомендуется хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на территории области, реализовывать социально значимые продовольственные товары первой необходимости с торговой надбавкой (наценкой) не выше 10%.
Относительно нормативных правовых актов, носящих рекомендательный характер, которыми вводится государственное регулирование торговых надбавок, ФАС России отмечает, что в случае установления антимонопольным органом факта реализации участниками рынка оптовой или розничной торговли данных рекомендаций, действия органов исполнительной власти субъектов РФ по принятию таких актов также могут быть квалифицированы как нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Напомним, что за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, в том числе предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) предусмотрена административная ответственность. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 000 руб.; на должностных лиц — 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двухкратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более года (п. 1 ст. 14.6 КоАП РФ).
Несмотря на то что Письмо не является нормативным правовым актом, в случае привлечения организации к административной ответственности за превышение предельных цен (надбавок), установленных подобными нормативными правовыми актами, рекомендуем использовать данное Письмо при оспаривании этих нормативных актов.