Минфин России предлагает внести изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и предоставить заказчикам право менять размер неустойки, уплачиваемой поставщиками (подрядчиками, исполнителями), если обязательства по государственному контракту исполнены частично.
В настоящее время в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) не проработан вопрос об изменении размера неустойки, уплачиваемой поставщиками (подрядчиками, исполнителями), если обязательства по контракту частично исполнены (например, в случае если контрактом предусмотрены этапы исполнения и ряд этапов выполнен), что приводит к несоответствию размера ответственности размеру причиненного вреда или убытков.
В связи с этим Минфин России подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“», который в настоящее время размещен на портале www.regulation.gov.ru и проходит стадию публичных слушаний.
Минфин России предлагает изменить порядок начисления неустойки при неисполнении поставщиком обязательств, взятых на себя по государственному контракту.
В частности, ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ предлагается изложить в новой редакции, согласно которой пени будут начисляться от цены контракта или от размера оплаты этапа исполнения контракта, в случае если контрактом предусмотрены этапы его исполнения, и (или) от размера оплаты неисполненного в срок обязательства, если контрактом предусмотрены отдельные обязательства, к исполнению которых в равной мере могут быть применены условия контракта. Если же контрактом не предусмотрены этапы его исполнения и не допускается исполнение обязательства по частям, то пени предлагается рассчитывать от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Напомним, что в соответствии с действующим законодательством пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем.
Что касается штрафов, то здесь тоже предлагаются уточнения ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Сейчас согласно данной норме штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Минфин России предлагает начислять штрафы как за ненадлежащее исполнение, так и за неисполнение заказчиком своих обязательств.
При этом в Закон № 44-ФЗ хотят внести новую норму о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, убытки должны возмещаться в полной сумме сверх неустойки, если иное не установлено законодательством РФ.
Также Минфин России предлагает предусмотреть в Законе № 44-ФЗ возможность устанавливать иной порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае заключения контракта в целях предоставления социальных выплат гражданам либо приобретения товаров, работ, услуг в пользу граждан при реализации социальных гарантий, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.