С постановлением АС Волго-Вятского округа от 08.04.2015 № А79-4383/2014 полезно будет ознакомиться компаниям, которые реконструируют полностью самортизированные объекты основных средств. Арбитры не поддержали позицию налоговиков о том, что после реконструкции объекта основных средств срок его полезного использования должен быть в обязательном порядке увеличен.
Суть дела
На балансе организации числилось здание 1969 г. постройки. Данный объект согласно Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, был отнесен к десятой амортизационной группе со сроком полезного использования семь лет (84 месяца). В отношении данного объекта ранее определенный срок его полезного использования в целях налогообложения прибыли истек в 2008 г., и он полностью самортизирован в налоговом учете на указанную дату.
Компания в июне 2012 г. произвела реконструкцию здания. Для целей налогообложения прибыли сумма ежемесячной амортизации была рассчитана исходя из стоимости работ по реконструкции и изначально установленного срока службы объекта (84 месяца).
В ходе налоговой проверки налоговики пришли к выводу, что организация завысила сумму ежемесячной амортизации. По их мнению, расчет суммы ежемесячной амортизации должен был производиться с учетом увеличенного срока полезного использования реконструированного объекта.
В итоге компании доначислили налог на прибыль, начислили пени и привлекли к ответственности за неуплату налога на прибыль. Организация с таким решением не согласилась и обратилась в суд.
Арбитры на стороне компаний
Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика. Налоговый орган попытался оспорить решение нижестоящей инстанции в апелляции и кассации, но безуспешно. Приведем аргументацию арбитров.
Для целей налогообложения прибыли суммы начисленной амортизации включаются в расходы, связанные с производством и реализацией (п. 2 ст. 253 НК РФ). Амортизируемым признается имущество, которое находится у организации на праве собственности, используется компанией для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. При этом срок полезного использования объектов должен быть более 12 месяцев, а их первоначальная стоимость — более 40 000 руб. (ст. 256 НК РФ).
На основании п. 1 и 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств определяется при вводе объектов в эксплуатацию и изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. Что касается срока полезного использования объектов, то им признается период, в течение которого объект основных средств используется в деятельности компании. Он устанавливается на дату ввода в эксплуатацию основных средств. При этом амортизационная группа, в которую включается новый объект, определяется компанией самостоятельно с учетом Классификации основных средств (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Организация вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство. Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств не произошло увеличение срока его полезного использования, компания при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.
Суды указали, что из вышеназванных норм Налогового кодекса не следует, что реконструкция основного средства неизбежно влечет увеличение срока его полезного использования. А обязанность налогоплательщика по увеличению срока службы реконструированного объекта в Налоговом кодексе не установлена.
Кроме того, арбитры отметили следующее. Налоговый кодекс прямо не регулирует вопрос отнесения на расходы затрат в ситуации, когда срок полезного использования основного средства истек, но организация тем не менее произвела его реконструкцию. Однако это не означает, что компания в данном случае вообще лишается права на учет таких расходов, если они соответствуют общим критериям, установленным в ст. 252 НК РФ.
Пункт 3 ст. 259 НК РФ предусматривает, что выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества. Соответственно, поскольку в результате реконструкции такого основного средства оно продолжает оставаться основным средством, при определении суммы амортизации следует применять ту же норму, которая была установлена при введении в эксплуатацию этого основного средства. Поэтому при использовании налогоплательщиком линейного метода начисления амортизации в рассматриваемой ситуации сумма ежемесячной амортизации должна определяться как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
Заметим, что аналогичную точку зрения суды высказывали и ранее (постановления ФАС Московского округа от 23.04.2012 № А40-24244/11-75-102 (Определением ВАС РФ от 08.06.2012 № ВАС-7428/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), Волго-Вятского округа от 17.02.2011 № А29-6272/2007).
Финансисты солидарны с судами
Минфин России поддерживает вышеизложенную позицию. По мнению финансистов, если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования. В том случае, когда основное средство полностью самортизировано и проведены его достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение, частичная ликвидация, в целях налогового учета увеличивается первоначальная стоимость такого основного средства. При этом стоимость произведенных работ по улучшению основного средства будет амортизироваться по тем нормам, которые были определены при введении этого основного средства в эксплуатацию. Такая точка зрения содержится, в частности, в письме Минфина России от 18.11.2013 № 03-03-06/4/49459.