Переход к контрактной системе открыл новые возможности для участия в госзакупках малого и социального бизнеса, доля которого выросла здесь почти в два раза. Сами предприниматели считают, что возможен еще больший рост, лишь бы чиновники предупреждали о торгах заранее и сделали более прозрачными контракты для малых бизнесменов.
Доля субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в закупках для государственных и муниципальных нужд выросла в прошлом году по сравнению с 2013 г. в 1,81 раза в стоимостном выражении, показывает специальное исследование ВШЭ. А их доля, рассчитанная по стоимости заключенных контрактов, увеличилась в 1,77 раза.
Если же учитывать закупки для государственных и муниципальных нужд, в ходе которых СМП и СОНКО были привлечены в качестве соисполнителей (субподрядчиков), то рост составил 1,98 раза.
Наибольшее доверие малых предпринимателей и социального бизнеса вызывает двухэтапный конкурс. Наименьшие показатели конкуренции характерны для конкурсов с ограниченным участием и процедур запроса предложений.
По вполне понятным причинам малый бизнес и социальные предприниматели более комфортно чувствуют себя при закупках товаров и услуг для муниципальных нужд. Здесь показатели роста доли СМП и СОНКО составили 2,1 раза по количеству процедур и в 2 раза — по стоимости. С учетом же сделок, в которых они выступали субподрядчиками, показатель роста — 2,3 раза.
Малые бизнесмены и социальные предприятия при подаче заявок на муниципальные торги предпочитают электронные аукционы. Вторая по значимости процедура — запрос котировок. Двухэтапные конкурсы, хорошо зарекомендовавшие себя в секторе государственных закупок, в муниципальном сегменте занимают одно из последних мест.
Анализ данных по эффективности закупок у малых предпринимателей (снижению цен на приобретаемые товары и услуги) в зависимости от процедуры определения поставщика показал, что лучшие показатели характерны для открытых двухэтапных конкурсов и запросов котировок.
Выводы, которые ученые «Вышки» получили на основе использования статистических данных, в целом подтверждаются результатами проведенного опроса самих предпринимателей. Почти половина опрошенных бизнесменов (49,9%) считают обоснованными и выполнимыми требования законодательства в части осуществления закупок у СМП.
Вместе с тем пятая часть респондентов (21,6%) полагают, что обязательность осуществления части закупок у СМП и СОНКО обоснована, но на практике трудновыполнима. И только четверть опрошенных заказчиков считают требования закона в части закупок у СМП и СОНКО либо оторванными от реальности, либо в принципе необоснованными.
Малые и социальные предприниматели настаивают, чтобы в дальнейшем требование о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО указывалось не только в контракте, но и в плане-графике размещения заказов и в извещении об осуществлении закупки. Это позволит им «включиться» в процесс государственных и муниципальных закупок еще на стадиях их планирования и подготовки к реализации.
Также целесообразно утвердить типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение субподрядчиков из рядов малого бизнеса и социальных предпринимателей. Это сделает более понятной и доступной процедуру их участия в торгах.