Стимулирование экономического роста вышло на первый план при разработке Основных направлений налоговой политики, проект которых обсуждали в Госдуме. Минфин предлагает снизить налоговое бремя для инвесторов и расширить специальные режимы для малого бизнеса. Минэкономразвития обращает внимание, что налоговое бремя в России на 17 п.п. выше, чем в странах Евразийского экономического союза, и на 22 п.п. (!) — чем в государствах БРИКС. «Думайте сами, решайте сами…»
Глава финансового ведомства Антон Силуанов подчеркнул: «Рассматриваемые сегодня Основные направления налоговой политики на 2016—2018 гг. сфокусированы на решении двух стратегических задач. Во-первых, создание налоговых стимулов для экономического роста и обеспечение структурных изменений в российской экономике. Во-вторых, повышение справедливости российской налоговой системы, создание препятствий для ухода от уплаты налогов и обеспечение преимуществ для добросовестных налогоплательщиков».
Пряники для инвесторов
Для новых инвестиционных проектов — «гринфилдов» — Минфин предполагает дать возможность инвесторам уменьшить уплачиваемый налог на прибыль на суммы капитальных вложений (в зависимости от решений субъектов Федерации).
Региональным инвестиционным проектам (РИПам) и территориям опережающего развития (ТОРам) в Основных направлениях предусматривается дальнейшая либерализация налогового режима. «Налоговые льготы для РИПов и ТОРов, направленные на создание стимулов для развития Дальнего Востока, вводились в течение последних двух лет, — заметил г-н Силуанов. — Сейчас они уже начали применяться, но мы видим возможности для дальнейшего улучшения этих режимов. В частности, сейчас мы готовим предложения по либерализации налогового режима для РИПов, которые облегчат доступ инвесторов к налоговым льготам, уменьшат бюрократические и административные барьеры для инвесторов при применении этих льгот».
В целях поддержки экспорта планируется синхронизация порядка применения нулевой ставки НДС и порядка освобождения от акцизов при экспортных поставках.
Поблажки для малого бизнеса
Пакет налоговых инициатив, нацеленный на поддержку малого бизнеса, предусматривает расширение специальных налоговых режимов, в частности, увеличение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения (за счет включения «услуг по разработке программного обеспечения», «выпечки хлеба и производства кондитерских изделий», «производства молочных продуктов» и т.д.).
Право на применение двухлетних налоговых каникул распространяется на индивидуальных предпринимателей в сфере бытовых услуг.
Субъектам Федерации предоставляется право снижать налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения с 6 до 1% от доходов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности. А муниципалитетам — право снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5%.
Кстати, эти льготы не будут учитываться при распределении трансфертов в регионы, то есть не повлияют на величину получаемой ими финансовой помощи.
Наконец, Основные направления налоговой политики предусматривают введение специального режима уплаты налога в виде патента для самозанятых лиц (не имеющих работодателей и наемных работников). Для этих налогоплательщиков будет введена специальная упрощенная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. При такой регистрации будут ограничены виды разрешенной деятельности, она будет выдаваться только на срок, за который уплачен патентный платеж.
Все равно маловато, однако
Парламентские слушания не обошлись без обсуждения болезненного для Минфина вопроса о возможности снижения налоговой нагрузки на бизнес. По данным МВФ, уровень налоговой нагрузки в России по итогам 2014 г. превысил 36% ВВП. Это выше, чем в странах БРИКС и государствах Евразийского экономического союза, но ниже, чем в ЕС.
«У нас чрезвычайно большая разница по налоговому обременению, у нас выше налоговая нагрузка, чем в странах Евразийского экономического союза, на 17 п.п. и выше, чем в странах БРИКС, в среднем на 22 п.п. — прокомментировал ситуацию глава МЭР Алексей Улюкаев. — И, собственно говоря, вот это обеспечивает иную конкурентоспособность наших предпринимателей, возможные выходы на рынки, в том числе рынки третьих стран, по сравнению с этими компаниями, с этими странами».
Минэкономразвития считает необходимым распространить специальные налоговые режимы для ТОРов далеко за границы Дальневосточного федерального округа. «Сейчас уже принято решение о распространении, создании территорий опережающего развития в рамках моногородов для того, чтобы помочь их вывести из депрессивного состояния, — заявил депутатам г-н Улюкаев. — Затем мы хотели бы распространить их полностью на территорию Российской Федерации. Это также режим особых экономических зон, режим их финансирования, компенсация за счет будущих налоговых платежей расходов инвестора на формирование производственной инфраструктуры для новых бизнесов».
Но это, как говорил великий поэт, «планов громадье», а реальность выглядит гораздо пессимистичнее. Дальнейшее снижение налогового бремени, по оценке Минфина, неосуществимо без принятия решений по сокращению бюджетных расходов. К примеру, страны БРИКС, включая Китай, тратят на оборону около 2% ВВП, Казахстан — 1% валового продукта, а Россия — более 4% ВВП. Социальные расходы, включая здравоохранение, в нашей стране превышают 16% ВВП, а в Казахстане и странах БРИКС (за исключением Бразилии) меньше 10% валового продукта.
«Вопрос более низкой налоговой нагрузки — это вопрос выбора, — философски заметил А. Силуанов. — Если мы хотим иметь более низкие налоги, то и по уровню обязательств должны выходить на более низкие уровни. А это, например, означает, что пенсионный возраст у нас должен быть как минимум не ниже, чем в Казахстане, где он уже сейчас на три года превышает российский уровень. Я уже не говорю о таких экстремальных примерах, как Китай, где практически отсутствует пенсионное обеспечение в сельской местности».