Нестабильная экономическая ситуация подтолкнет участников российского рынка интернет-торговли к оптимизации своих затрат, в частности, к переводу на аутсорсинг складских процессов. К такому выводу пришли эксперты компании J’son & Partners Consulting. По их оценке, несмотря на прогнозируемое пятипроцентное падение интернет-продаж, внутренний рынок фулфилмента в текущем году увеличится до 8,2 млрд руб. против 7,8 млрд руб. в прошлом году, а к 2018 г. достигнет 13,3 млрд руб.
Согласно прогнозу J’son & Partners Consulting, в связи с тяжелой макроэкономической ситуацией объем рынка интернет-торговли в 2015 г. снизится на 5%. К 2016 г. эксперты ожидают небольшое восстановление, а к 2017 г. — рост рынка более чем на 20%. Средний рост рынка (CAGR) в 2010—2014 гг. был равен 40,2%. В 2014—2018 гг. CAGR будет на уровне 8,9% в год, предполагают аналитики.
В условиях экономической нестабильности на рынке онлайн-торговли сохранится тенденция к консолидации игроков и выделению нишевых интернет-магазинов, а развитие розничного присутствия участников рынка замедлится. При этом многие магазины продолжат расширять свой ассортимент, и доля гипермаркетов в общей структуре рынка будет постепенно увеличиваться.
Ослабление рубля негативно отразится на развитии трансграничной торговли. Еще один сегмент, который попадет под сокращение, — купонные сервисы. А вот категории «Автозапчасти», DIY («Строительство и ремонт своими руками») будут расти быстрее рынка, так как наблюдается увеличение интернет-проникновения и сокращение розничного присутствия игроков.
Учитывая, что один из драйверов рынка — развитие мобильного интернета, в ближайшие годы игроки продолжат развивать мобильные приложения.
Отдельное внимание в условиях экономической нестабильности игроки будут уделять оптимизации своих затрат. В западных странах участники рынка дистанционной торговли все чаще передают непрофильные процессы на аутсорсинг, в то время как в России данная тенденция только зарождается. Одним из таких процессов является фулфилмент — ряд логистических процессов, таких как приемка, хранение, комплектация, сортировка, упаковка, маркировка, отгрузка товара и обработка заказов.
По прогнозам экспертов J’son & Partners Consulting, к 2018 г. рынок фулфилмента достигнет 13,3 млрд руб. Для сравнения: в прошлом году его объем составлял 7,8 млрд руб.
Несмотря на раннюю стадию развития рынка, он является достаточно сегментированным, и его объемы в количественном выражении не превышают 80—100 млн отправлений физическим лицам. На российском рынке насчитывается около 60 компаний, предлагающих услуги аутсорсингового фулфилмента, однако десять крупнейших из них проводят основную часть всех операций. По оценке отраслевых экспертов, в настоящее время с помощью фулфилмент-операторов доставляется 10—15% товаров, в то время как в развитых странах эта цифра превышает 50%.
Как пояснил «ЭЖ» Алексей Жуков, директор по маркетингу SPSR Express, современные экономические условия активно способствуют формированию и увеличению спроса на услуги аутсорсингового фулфилмента. Это связано с двумя факторами — продолжающимся ростом количества игроков дистанционной торговли, в том числе и за счет перехода к стратегии омниканальности офлайновых ретейлеров, и с тем, что в кризисный период интернет-магазины более тщательно подходят к оценке собственных издержек на инфраструктуру исполнения заказов. Передача функции фулфилмента на аутсорсинг помогает им сосредоточиться на основной компетенции — продажах.
Другими словами, в текущих условиях управление собственными фулфилмент-мощностями несет неоправданные риски роста издержек, связанных как с недозагрузкой, так и с перегрузкой существующей инфракструктуры. Поэтому решение о переходе на аутсорсинг приобретает все большую популярность не только у крупных компаний дистанционной торговли, но и у небольших интернет-магазинов, стартапов.
Кроме экономической составляющей, к плюсам перехода на аутсорсинговый фулфилмент эксперт отнес минимизацию ошибок, связанных с комплектацией товара, а также сокращение сроков доставки товаров конечному потребителю. Ведь одним из главных факторов, влияющих на скорость доставки товара, является именно сбор заказа.
Вместе с тем среди основных преимуществ аутсорсингового фулфилмента участники рынка называют снижение капитальных затрат, вложений в ИТ, склад, сокращение издержек на персонал, возможность отслеживания KPI и диверсификацию рисков. Также среди плюсов складского аутсорсинга можно выделить повышение качества и скорости формирования готовых отправлений и предоставление клиентам выбора вида доставки и оплаты товара.
Основными недостатками такого способа оптимизации затрат являются зависимость от фулфилмент-оператора, информационные риски и наличие дополнительного звена в цепи поставки, которое тормозит обработку рекламаций.