Эксперты констатируют приостановку многих инфраструктурных проектов. Однако, по мнению Павла Гохштейна, менеджера группы проектного финансирования и инфраструктуры компании EY, кризис — это хорошее время для разработки новых планов. Об этом он рассказал на VI форуме «Инвестиции в России».
Основная особенность инфраструктурных проектов заключается в их долгосрочности — обычно более десяти лет. Именно поэтому они должны быть хорошо спланированы, быть юридически и финансово грамотно структурированы, в них должны быть учтены интересы всех сторон, должен быть сделан прогноз по дорожной инфраструктуре, прогноз трафика и пр. Только в этом случае у инвесторов, которые будут инвестировать в проект, появится уверенность, что проект будет реализован и деньги вкладывать можно.
«Мы работаем на государство, — рассказывает в своем выступлении П. Гохштейн, — И видим все ниши государственно-частного партнерства. Наш опыт показывает, что в настоящей кризисной ситуации, когда непосредственная реализация проекта прямо сейчас с точки зрения привлечения финансирования не очевидна, имеет смысл готовить проект, структурировать его для того, чтобы когда ситуация стабилизируется, он был готов для фондов, банков, инвесторов. В частности, в похожих условиях мы готовили проект „Западного скоростного диаметра“ в Санкт-Петербурге, который вышел в готовом состоянии в 2009 г., в канун кризиса. Но несмотря на появившиеся непредвиденные трудности, чуть позже, когда ситуация изменилась, проект благополучно был реализован и даже стал знаковым для рынка. Поэтому мы убеждены, что проекты надо структурировать именно сейчас».
Опыт компании EY говорит о том, что в проектах, которые структурировались и готовились в более благоприятных внешних условиях, сейчас есть определенное напряжение, поскольку они не рассчитаны на такие серьезные изменения на финансовых рынках. В этой связи в них не учтены вопросы рефинансирования долгов, вопросы падения спроса, наполнения бюджета. Становится очевидным, что эти задачи необходимо решать заранее, на этапе структурирования проекта.
По мнению П. Гохштейна, для того чтобы проект достиг финансового закрытия, необходимо решить несколько дискуссионных вопросов.
Какие критерии необходимо применять к организационному конкурсу?
Если в качестве критерия применять только цену, то велик риск, что компания, выигравшая конкурс за счет низкой цены, не имея необходимого опыта и мощностей, столкнется с проблемами при дальнейшем строительстве. Это ставит под сомнение, что проект будет реализовываться в соответствии с предложениями инвесторов и будет отвечать требованиям банков, и что они смогут получить свои деньги назад в ожидаемые сроки.
Стоит ли выносить финансирование непосредственно на концессионный конкурс?
По мнению П. Гохштейна, этого делать не стоит, поскольку такие конкурсы приводят незначительное количество финансирующих организаций, которые не могут заранее дать оптимальные условия кредитования и закладывают свои риски в стоимость финансирования. Из-за этого проект может не закрыться.
В какой момент разрабатывать проектную документацию?
Возможны два варианта: до того, как проект выносится на конкурс среди частных инвесторов, либо после определения победителя конкурса, когда выигравший инвестор предлагает уже свои условия и проектная документация разрабатывается под него.
По мнению эксперта, и у того, и у другого способа есть свои плюсы и минусы. Но опыт показывает, что если на момент инвестиционного конкурса нет проектной документации, то это очень сильно затрудняет четкое прогнозирование ранней финансовой модели проекта.
Откуда деньги?
«Источники финансирования — широко дискутируемая сегодня тема, рассказывает П. Гоштейн. — На данный момент мы попали в непростую ситуацию: валютные риски высоки, иностранные рынки закрыты, доступ к банковскому финансированию ограничен, рынок инфраструктурных облигаций слабо развит, негосударственные пенсионные фонды только начинают расширять свое участие в инвестиционных программах. Это привело к тому, что выстроилась большая очередь желающих получить средства государственной поддержки и разного рода государственные гарантии. Все хотят привлекать и активно использовать эти инструменты.
Но если мы говорим о государственно-частном партнерстве, то неправильно его заменять полностью государственными деньгами». По мнению эксперта, необходимо структурировать проект таким образом, чтобы частные инвесторы, частные деньги могли прийти в проект с уверенностью доходности своих вложений. Важно заранее прорабатывать использование разных источников финансирования, думать, как организовывать отбор и привлечение финансирующих организаций. Кроме того, важно, чтобы проект хорошо контролировался. Необходимо изучить рынок на самом раннем этапе, выходить на инвесторов и интересоваться их мнением: что для них важно в проекте, на что они готовы или не готовы».