Действующие с начала года изменения в бюджетном и налоговом законодательстве по-прежнему вызывают вопросы у непосредственных исполнителей нововведений — муниципальных служащих, ответственных за финансовую деятельность органов местного самоуправления.
Настоящая публикация стала результатом оживленной переписки редакции с читателями после статьи в «ЭЖ» под заголовком «Информации о трудностях нет, так как нет еще практики» (2015, № 18).
Жалоб нет, но вопросы есть
В самом деле, никто не пожаловался на возникшие трудности правоприменения, но большинство наших собеседников просили уточнить вопросы, касающиеся:
- определения налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения;
- мер межбюджетного регулирования.
Вопросы в части налога на имущество физических лиц, являющегося на 100% местным налогом, остающимся в полном объеме на взимаемой территории, возникли при буквальном прочтении названия Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона РФ „О налогах на имущество физических лиц“».
Спешим успокоить читателей с мест, что действие признанного утратившим силу закона продолжается в части:
- перечня категорий льготных налогоплательщиков («ЭЖ», 2014, № 40);
- начисления налоговой ставки по инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (см. таблицу).
По-прежнему правом установления налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц обладают представительные органы муниципальных образований. Никто на это право не посягал. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе налоговая ставка устанавливается городскими законами.
В случаях, когда ставки не установлены органами местного самоуправления и государственной властью городов федерального значения, налоговые ставки на таких территориях считаются установленными в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом.
По-прежнему до истечения предельного срока для установления кадастровой стоимости объектов налогообложения налоговая база определяется исходя из их инвентаризационной стоимости согласно расчетам, применяемым сейчас по Закону РФ «О налогах на имущество физических лиц» (от 09.01.91 № 2003-1). Такой порядок будет существовать до 1 января 2020 г. Только через 4,5 года налоговая база будет определяться исключительно по кадастровой стоимости объекта налогообложения. К этому сроку органы государственной власти субъектов РФ должны завершить работу по кадастровой оценке всех объектов капитального строительства на своей территории и утвердить результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Таким образом, актуальными для региональных и муниципальных властей остаются вопросы формирования и наполнения государственного кадастра недвижимости, а также определения кадастровой стоимости объектов недвижимости для определения налогооблагаемой базы.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:
- кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);
- вида объекта налогообложения;
- видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения (к примеру, в ОЭЗ — особой экономической зоне, ТОР — территории опережающего социально-экономического развития, ЗАТО — закрытом административно-территориальном образовании).
Источником наших утверждений служит документ под названием «Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях». Он размещен на официальном сайте Минфина России и доступен «неограниченному кругу лиц» в разделе «Деятельность».
Межбюджетное регулирование важнее налогооблагаемой базы
Новации в межбюджетном регулировании — результат корректировки бюджетного законодательства по закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (от 29.11.2014 № 383-ФЗ). Они касаются главным образом перераспределения доходных источников между разными уровнями бюджетов и порядка межбюджетных трансфертов.
1. Уточнена редакция п. 3.1, введенного в ст. 58 Бюджетного кодекса в конце 2012 г. Эта норма обязывает субъекты РФ установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла с целью зачисления в местные бюджеты не менее 10% этого налогового дохода. Размеры нормативов отчислений устанавливаются в зависимости от протяженности автомобильных дорог, находящихся в сфере ответственности муниципальных образований. Могут учитываться и виды покрытий дорожного полотна, что определяется законом субъекта Федерации.
2. Согласно ст. 139.1 БК РФ существует ограничение в 10% от общего объема межбюджетного трансферта местным бюджетам из регионального бюджета при предоставлении муниципалитетам иных межбюджетных трансфертов, в том числе дотаций. Теперь это ограничение может быть превышено в отдельных случаях. Закон не уточняет, в каких именно. В Минфине полагают, что иные межбюджетные трансферты возможны для наукоградов, ЗАТО и других локальных территорий.
3. Уточнен перечень форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов. Отныне это:
- дотации из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
- дотации из бюджетов городских округов с внутригородским делением на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов;
- субвенции из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений в случаях, установленных ст. 133 «Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета» и ст. 140 «Субвенция местным бюджетам из бюджета субъекта РФ»;
- субсидии, перечисляемые из бюджетов городских, сельских поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
- субсидии, перечисляемые в бюджеты субъектов РФ для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений (внутригородских районов) и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением);
- иные межбюджетные трансферты.
4. С двукратного до 1,3-кратного размера снижен средний уровень налоговых доходов местных бюджетов в расчете на одного жителя, используемый для определения размера субсидии из местных бюджетов в бюджет субъекта РФ («отрицательного трансферта»). Одновременно расширены основания для взыскания субъектом Федерации «отрицательных трансфертов» в случае невыполнения органом местного самоуправления решения о местном бюджете в части перечисления таких субсидий в региональный бюджет.
О значении межбюджетных трансфертов для финансового самочувствия муниципалитетов не знает разве что человек, лишенный слуха и зрения одновременно. Согласно официальным данным Минфина России объем межбюджетных трансфертов в структуре собственных доходов составляет 44,9%. Но это, как говорится, в среднем по палате — на все почти 23 000 муниципальных образований. К тому же подсчет муниципальных доходов ведется по общей сумме, а не по группам муниципальных образований. Если считать собственные доходы местных бюджетов на душу населения, то согласно экспертным оценкам получится, что абсолютное большинство муниципальных образований едва ли не на 100% зависит от бюджетных подачек из федерального и регионального бюджетов — от межбюджетных трансфертов. При этом объем собственных доходов российских муниципалитетов, по данным Минфина России, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. уменьшился на 5,6%, а расходы возросли на 3,9%.
Определение налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения на 01.03.2013, умноженная на коэффициент-дефлятор |
Ставка налога |
---|---|
До 300 000 руб. включительно |
До 0,1% включительно |
С 300 000 до 500 000 руб. включительно |
С 0,1 до 0,3% включительно |
Свыше 500 000 руб. |
С 0,3 до 2% включительно |
ИСТОЧНИК: Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» (от 09.01.91 № 2000-1)
|