На открытии много говорили про значение «Кинотавра», про то, что прошлогодние лауреаты собрали после массу призов по всему миру. На самом деле, пока мало надежд на то, что российский фестиваль наконец заметит мир кинолюбов.
В основном конкурсе представлены 14 полнометражных картин «14+» Андрея Зайцева, «Парень с нашего кладбища» Ильи и Антона Чижиковых, «No comment» Артёма Темникова, «Ангелы революции» Алексея Федорченко, «Гость» Дениса Родимина, «Инсайт» Александра Котта, «Находка» Виктора Демента, «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой, «Про любовь» Анны Меликян, «Синдром Петрушки» Елены Хазановой, «Спасение» Ивана Вырыпаева, «Страна 03» Василия Сигарева, «Тряпичный союз» Михаила Местецкого и «Чайки» Эллы Манжеевой.
На «Кинотавре» пройдёт конкурс короткометражного кино, в рамках которого представлено 22 работы. В том числе короткометражные ленты Татьяны Догилевой, Жоры Крыжовникова, Марии Гуськовой.
Состоятся три специальных показа — будут представлены картины «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе, «Родина» Петра Буслова и «Убрать из друзей» Лео Габриадзе.
На церемонии закрытия, которая пройдёт 14 июня, будет показан фильм Олега Асадулина «Зелёная карета».
Возглавил жюри режиссёр, продюсер Алексей Учитель. Вместе с ним судить конкурсантов будут оператор Юрий Клименко, сценарист Николай Куликов, продюсер Наталья Мокрицкая, прокатчик Алексей Рязанцев, актёр Андрей Смоляков, актриса Олеся Судзиловская и кинокритик Пётр Шепотинник.
Пока главным событием стал фильм, показанный на церемонии открытия, — «Конец прекрасной эпохи». Это экранизация прозы Сергея Довлатова. Вернее, компиляция из нескольких его рассказов из сборника «Компромисс».
По словам президента «Кинотавра» Александра Роднянскго, решение выбрать фильмом открытия фестиваля картину С. Говорухина было «нестандартным», так как «два года назад „Кинотавр“ уже открывался фильмом этого режиссёра, вызвавшим неоднозначные отзывы, — «Weekend». Это А. Роднянский деликатно выразился — на самом деле зрители «Weekend» просто осмеяли.
На этот раз кино от Говорухина было принято в целом благожелательно, мастер не сильно исказил любимого в России писателя, хотя, конечно, пришлось жертвовать многими замечательными довлатовскими анекдотами. Но мало шансов, что «Конец прекрасной эпохи» столь же удачно пройдётся по мировым кинофестивалям, как «Левиафан». Фильм Андрея Звягинцева, как к нему не относись, — кино чисто российское. А вот лента С. Говорухина очень напоминает «Ромовый дневник» Брюса Робинсона с Джонни Деппом в главной роли — и это, пожалуй, единственная удачная роль Деппа за последние годы.
В обеих лентах действие идёт в середине XX века. В российской ленте журналист из Питера уезжает жить и работать в Таллин, так как его поиски правды в родном городе оказались не ко двору. В американской ленте герой Д. Деппа едет подзаработать в Пуэрто-Рико просто потому, что его «достала» глянцевая жизнь Нью-Йорка. Довлатовский герой почти изгой на родине. Персонаж Хантера Дэвиса, по книге которого и снят фильм, бросает работу в престижном издании. Лениградец оказывается в холодном Таллине. Нью-йоркский житель — там, где дёшево всё — машины, яхты, девушки, да и сама жизнь.
У Довлатова и теперь у Говорухина важнее рефлексии героя. У Дэвиса и Робинсона есть ещё и приключение. В российской ленте тоже что-то выпивают, в американской — просто купаются в роме. Таллин для советских людей был почти запретной тогда Европой, где можно тоскливо мечтать. Пуэрто-Рико для американца шестидесятых — экзотика, окунувшись в которую можно выиграть порцию рома, любовь сразу двух очаровашек и даже собрать материал для книги, которая даст славу и деньги.
Иными словами, по зрелищности и заманчивости американская лента кажется на первый взгляд предпочтительнее. У неё, кстати, хороший мировой прокат.
Однако на «Кинотавре» есть не только Говорухин. Критики обещают открытия и советуют посмотреть «Ангелы революции», «Пионеры-герои» и «Спасение». Отмечают и «Парень с нашего кладбища», кино, сделанное в жанре чёрной комедия с элементами фантастики.
Однако начался фестиваль с «Конца прекрасной эпохи», что вызывает подозрения на некий намёк. Имелась в виду эпоха шестидесятых или конец благоденствия нулевых? Об этом тоже лениво спорят гости фестиваля, наблюдающие по утрам в Сочи за занятиями йогой, которые проводят для них мастера. Но кажется, вернее по этому поводу будет вспомнить всегда актуальное стихотворение «Конец прекрасной эпохи», написанное Иосифом Бродским в 1969 г.:
Зоркость этих времён — это зоркость к вещам тупика.
Не по древу умом растекаться пристало пока,
но плевком по стене. И не князя будить — динозавра.
Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
да зелёного лавра.