Депутаты Госдумы во время весенней сессии не успели доработать компромиссный вариант поправки в ст. 159.4 УК РФ, определяющую ответственность за мошенничество в предпринимательской сфере. В скором времени силовики смогут снова возбуждать уголовные дела в отношении бизнесменов по общей статье о мошенничестве. Невеселая перспектива, если учесть, что сегодня у них в столах (простите, компьютерах) находится порядка 700 000 «висяков».
Так называемая предпринимательская статья УК РФ о мошенничестве может прекратить действовать с 12 июня, поскольку парламентарии не успели найти компромисс, учитывающий предложения правительства, Государственно-правового управления Президента РФ и бизнес-сообщества.
Поправки в законодательство, предложенные правительством, существенно ужесточают уголовную ответственность для предпринимателей. Они предполагают увеличение срока заключения за мошенничество в крупном размере с трех до пяти лет, а за мошенничество в особо крупном размере — с пяти до восьми лет. По сути, это приравнивает наказание по «предпринимательской» статье за мошенничество к санкциям по общей статье за аналогичные преступления.
Юристы Государственно-правового управления Президента РФ полагают, что предложенные поправки позволят исполнить решения Конституционного суда (КС). Он указал на несоответствие степеней тяжести за аналогичные деяния в общей и «предпринимательской» статьях о мошенничестве.
Но проект поправок не дает возможности выполнить поручение президента Владимира Путина, который считает нужным сохранить в УК «предпринимательский» состав мошенничества с особым режимом санкций.
Реальной альтернативой может стать мягкий вариант, который лоббирует бизнес-омбудсмен Борис Титов. Защитник прав предпринимателей предлагает снизить сроки заключения во всех частях общей статьи о мошенничестве и таким образом исполнить решение КС.
Компромисс на основе мягкого варианта поправок в УК особенно актуален, поскольку, по данным уполномоченного по защите прав предпринимателей, сейчас около 700 000 возбужденных уголовных дел «висят» на протяжении нескольких лет.
Так, только в прошлом году возбуждено 220 000 уголовных дел, при этом порядка 35 000 передано в суды и закрыто около 5000. Остальные дела плавно перешли в разряд «висяков».
«Каждое серьезное дело — удар по бизнесу, — подчеркивает Б. Титов. — Годами дела эти тянутся, годами предприятия не могут нормально брать кредиты, не могут выходить на биржи.
Предприятия ограничены в своих возможностях, причем серьезно».
Шестой пакет по гуманизации уголовного законодательства, который предлагает бизнес-омбудсмен, предусматривает существенное сокращение возможностей возбуждения уголовных дел против бизнесменов. В частности, предполагается освобождение от уголовной ответственности при условии погашения причиненного ущерба, если правонарушение совершено впервые. А если правонарушение совершено повторно, добавляется штраф, равный сумме ущерба, в пользу государства.
Кроме того, предполагается увеличение порогового ущерба, являющегося основанием для возбуждения уголовного дела по экономическим статьям и отмена квалифицирующих признаков: «группа лиц по предварительному сговору», «совершено организованной группой», «с использованием служебного положения».
Ряд статей Уголовного кодекса бизнес-сообщество просит декриминализировать и перевести в Кодекс об административных правонарушениях.
Но это если не мечты, то всего лишь предложения. А пока против предпринимателей смогут опять возбуждать уголовные дела на основе общей статьи о мошенничестве. Чтобы понять, какие будут последствия, стоит посмотреть на совсем недавний опыт.