В I квартале текущего года сегменты POS-кредитования (кредитования непосредственно в торговых точках), нецелевых кредитов и автокредитования в целом упали на 65% по отношению к IV кварталу 2014 г., а ипотека сократилась примерно наполовину. Такие данные озвучил в конце мая президент Ассоциации страховщиков жизни (АСЖ), президент компании «МетЛайф» Александр Зарецкий, подводя итоги деятельности страховщиков жизни в I квартале 2015 г.
В абсолютных цифрах общий объем страховой премии по итогам I квартала 2015 г. составил 24,5 млрд руб., что на 6,9% выше, чем аналогичный показатель за I квартал прошлого года. Общий размер страховых выплат за тот же период вырос на 104,9% по сравнению с тремя месяцами 2014 г., достигнув 5,4 млрд руб. По мнению генерального директора СК «АльфаСтрахование-Жизнь» Алексея Слюсаря, это нормальное явление. Поскольку пик кредитного страхования пришелся на позапрошлый и частично прошлый год, сейчас по заключенным тогда договорам начинаются основные выплаты. Этим же фактором объясняется рост судебных разбирательств, связанных с кредитным страхованием.
А. Зарецкий отметил, что рынок кредитного страхования в полной мере ощущает на себе эффект от декабрьского повышения ключевой ставки и комплексного кризиса в экономике, который развивался весь 2014 г. и в полной мере проявился в 2015-м.
Ипотечное кредитование снизилось меньше других видов кредитования населения, поскольку цены на недвижимость устанавливаются в рублях, а цены на потребительские товары и автомобили — в валюте. Помимо этого, страховщики объясняют сравнительное более плавное сокращение ипотечного кредитования тем, что вложение денег в недвижимость является стандартной для россиян моделью антикризисного поведения.
В целом по рынку сокращение кредитного страхования соответствовало падению рынка кредитования. В среднем оно достигло 65%, при этом в зависимости от сегментов (вида кредита, клиентского сегмента, канала продаж) составляло от 25 до 100%. Так, большинство банков полностью остановили кредитование малого и среднего бизнеса, а вместе с ним в соответствующих сегментах полностью сократилось и страхование. В портфелях страховщиков жизни кредитное страхование составляет около 30—40%, теперь эта доля сокращается.
Впервые за много лет, несмотря на рост валютного курса и инфляцию, в страховании не увеличился средний чек. Это вызвано тем, что в условиях сокращения доходов граждан потребительские приоритеты россиян сместились в пользу текущих нужд и более дешевых товаров. В целом российские граждане в I квартале сокращали объем потребления и старались избегать кредитов.
Хотя кредитное страхование все еще остается наиболее прибылеобразующим сегментом рынка страхования жизни, это влияние старых накопленных портфелей. В ближайшие годы рынок будет усыхать вместе с деловой активностью в стране.
То, что доля страховок в общем объеме кредитов в I квартале не упала, а где-то даже выросла, является, как считают страховщики, результатом обеспокоенности граждан и их неуверенности в завтрашнем дне. Люди соглашаются оформить страховку, поскольку понимают, что риск оказаться без работы сегодня выше, чем в прежние годы, и что, случись с ними что-либо, нагрузка на семью может оказаться слишком велика.
Как считают в АСЖ, сегодня страховщикам важно с учетом новых обстоятельств изменить политику развития и наращивать портфель за счет сегментов накопительного страхования, продуктов, связанных с дополнительным инвестиционным доходом, добровольным пенсионным страхованием и пенсионными накоплениями. Тем более что кредитным страхованием в связи с частыми жалобами на навязанность этой услуги банками заинтересовался регулятор, предложивший ввести ограничение комиссионного вознаграждения банков со стороны страховых компаний.
Страховое сообщество, со своей стороны, согласно на введение обязательного законодательного «периода охлаждения», который некоторые компании уже практикуют. В «период охлаждения» страхователь может спокойно перечитать условия страхования и, если сочтет, что услуга не стоит потраченных денег, расторгнуть договор, получив уплаченную за полис сумму назад. Предполагается, что такое решение заставит банки более качественно продавать клиентам страховые продукты, что может привести к снижению комиссий и оказать оздоравливающий эффект на рынок, хотя, вероятнее всего, и снизит уровень проникновения страхования в данном сегменте.