Российское чиновничество и депутаты озаботились тем, как отрегулировать пока еще свободное движение в воздухе дронов. Работа идет второй год. Регуляторы опять отстают от науки и жизни. Этот факт еще раз предметно и настойчиво обсуждался на II Международной конференции «Беспилотная авиация — 2015», организованной Центром стратегических разработок в гражданской авиации.
Вторая конференция продолжила тему прошлогодней. За это время Кабмин внес в Госдуму поправки в Воздушный кодекс. Казалось бы, шаг значительный. Но стоит внимательно вчитаться в текст законопроекта и становится ясно, что речь идет об интересах госструктур, эксплуатирую-щих беспилотники. Внесены новшества терминологического свойства (беспилотное воздушное судно, беспилотная авиационная система) и ограничения по массе летательного аппарата (до 30 кг включительно), не требующего обязательной сертификации. Все.
Что ж, уже упоминание (признание) в главном документе авиаторов, по сути, нового структурного сегмента уже само по себе немало. А отсутствие более детальной и сис-темной информации по роботолетам можно объяснить банальной растерянностью. Убедительно подтвердил это на конференции, к примеру, Аркадий Меркулов, замдиректора по безопасности полетов Московского филиала ИАТА.
Недавно выяснилось, сообщил он, что появился новый участник воздушного пространства — беспилотный летательный аппарат (БЛА). Узнали об этом в международной ассоциации благодаря некорректному поведению новобранца. При посадке пассажирского боинга в аэропорту Хитроу, воздушное движение в котором до предела уплотнено, пилот заметил под крылом лайнера летящий объект, оказавшийся, как установили позже, дроном. Инцидента не произошло, но стресс был. Второй случай, произошедший в малазийском аэропорту и мог остаться без внимания. Но тщеславный оператор БЛА запечатлел на фото, как его «невинная» игрушка сопровождает пассажирский самолет.
В ИАТА понимают, что маленькие летающие конструкции таят в себе большую угрозу, но не собираются бороться с вдруг открывшимся летательным сегментом, осознают, что необходима унификация законодательств на основе международных норм, которые надо быстро вырабатывать. Пока же все регулирование отношений с ним серьезной авиации сводится к неформальной формуле — «просим воздержаться от использования БЛА в районах аэропортов».
Что предлагают владельцы дронов
На конференции выступил Олег Панфиленок, президент созданной в январе этого года Ассоциации малых беспилотных летательных аппаратов. Он представлял небольшие компании и частных пользователей электролетов, так называемых дронов, которых становится все больше и больше. Этот рост связан с дешевизной изделий (от 2000 руб.) и достаточно широкой, несмотря на малые габариты, областью их применения.
Собственное исследование позволило членам ассоциации обнаружить свыше 190 российских компаний — изготовителей дронов. Их годовая выручка, по прикидкам, составляет 1,5 млрд руб. В основном это продажи техники, собираемой «на коленке» из готовых узлов китайского производства. 30% данного денежного объема составляют авиауслуги (в основном аэросъемки). Разрешения на проведения таких работ имеют далеко не все. А если говорить о полном пакете разрешительных требований, то можно смело говорить о нелегальном бизнесе. Основная проблема — правовая неопределенность. Надежды на либеральные изменения, в том числе в области инвестирования, остаются. Ни один фонд не рассматривает предложения, связанные с вложениями в развитие производство БЛА, сетует докладчик. Затруднена доступность дешевых страховых продуктов. Госзаказ на разработки не проходит через открытые площадки.
Ассоциация разработала некие правила, которые, по мнению ее представителя, способствовали бы большей свободе полетов дронов в отечественном воздушном пространстве. Среди них — запрет полетов БЛА в зоне аэропортов, закрепление за беспилотниками высотного сегмента до 50 метров, расширение зоны видимости летательного аппарата через удаленного помошника оператора. Можно летать и выше, до 150 м, считает руководитель ассоциации, но ответственность при этом ложится на оператора БЛА.
Но тут же оказалось, что руководитель ассоциации даже не имеет представления о протяженности аэропортовых зон, наивно полагая, что они ограничены пресловутыми заборами воздушных гаваней.
Профессионалы говорят, что представленые им «правила» скорее походят на наивный манифест подростка. Но других-то правил никто не представляет.
Что отвечают профессионалы от авиации
Профессионалы демонстрируют озабоченность и сыпят расплывчатыми формулировками, никак не похожими на четкие правила. По словам главного конструктора ГосНИИ АС Эдуарда Фалькова, «наряду с фактом выполнения авиационных работ, которые пилотируемая авиация традиционно не выполняла, целью беспилотной авиации станет безопасная, но при этом экономически эффективная эксплуатация развивающегося сектора беспилотной авиации за счет наилучшего соответствия рынку и широкой приспособляемости к требованиям заказчика... предметом общей озабоченности является безопасность беспилотной авиации в процессе ее интеграции в общее с пилотируемыми ВС воздушное пространство, с тем, чтобы в этом воздушном пространстве была обеспечена общая безопасность с уровнем, эквивалентным безопасности для существующей пилотируемой авиации».
Все участники конференции признавали, что отсутствует нормативно-правовая база регулирования эксплуатации дронов, и это — главное. Представитель концерна «ВЕГА»
Аркадий Сыроежко сказал: «Беспилотная авиация гражданского назначения — перспективная отрасль экономики, которая находится в начальной стадии формирования. Развитие отрасли следует осуществлять в рамках полноценного правового поля. Необходимо ужесточить требования к лицензированию деятельности предприятий-разработчиков и эксплуатирующих организаций в области разработки и применения беспилотной техники».
Надо ли говорить, что именно запретительный пункт весьма популярен в отраслевой экспертной среде.
Большая часть отраслевого сообщества возлагает надежды на ужесточение сертификационных требований. Их и так немало. Все по аналогии с пилотируемой авиацией — сертификаты типа летной годности, разработчика, производства, обслуживания, ремонта, испытания… и даже участников пилотирования. Но все эти разрешительные документы требуются для БЛА с летной массой свыше 30 кг. А рынок, по словам А. Сыроежко, представлен малогабаритными летательными аппаратами — электролетами. И ни одного легитимного БЛА в настоящее время мы не имеем, подчеркивает он.
Что говорят производители
Владимир Кутахов, главный инженер, председатель секции воздушной робототехники Госкорпорации «Ростех» ознакомил аудиторию с результатами одного из технологических проектов. В госкорпорации создан коалиционный рабочий орган, взаимодействующий в области создания беспилотных летательных аппаратов. Для развития крупномасштабного серийного производства БЛА необходимо сформировать некий пул перспективных универсальных технологий, утверждает докладчик. Именно универсальность на серьезной промышленной основе позволит создавать небольшие, но очень сложные системы из стандартизированных блоков. В зависимости от области применения блоки формируются в определенный тип летательного аппарата. В общем, все как в детском конструкторе, но на солидной научной основе.
Здесь решили не подстраиваться под госпрограммы по разработке неких продуктов, а подойти с другой стороны — «набить себе шишек, получить опыт конструкторской разработки реального серийного продукта и на этом основании „писать“ программу». Группа энтузиастов в структуре госкорпорации решила заглянуть в завтрашний день авиаробототехники. В результате сделали летательный аппарат с электромоторным двигателем, массой около 4 кг. Размах крыла 2,5 м, длина около 1,5 м. Высотность до 5000 м, время полета 1,5 ч., скорость до 100 км/ч. Корпус сделан из полиамида по технологии селективно-лазерного спекания. Времени, с начала задумки и до ее воплощения в реальной летающей конструкции, потрачено всего 2,5 месяца. Себестоимость ее незначительна, порядка 4500 руб., уверяет конструктор. Оборудование для производства компактно. Можно установить его на шасси и легко перемещать в район интенсивной эксплуатации беспилотников, что очень актуально для МЧС. Тогда отпадет необходимость закупать беспилотники впрок.
Главное, что получили в процессе работы, удовлетворенно сообщает выступающий, — интеллектуальное ядро, которое уже способно сформировать нормальную программу по созданию полноценного семейства БЛА.
Кроме того, разработчики определили ориентировочную стоимость аппарата. Попутно стало ясно, что в одной и той же камере спекания можно изготавливать разные конфигурации роботолетов. Достаточно сменить флешку с программой, рисует заманчивую перспективу докладчик. Причем новое конструктивное решение, с расчетами балансировки и прочих конструктивных характеристик, скажем по прихоти заказчика, электронная программа готова отработать за сутки. Остается только урегулировать испытательный процесс. Но и по этой части возможны прорывные решения.
Низкая стоимость и короткое время изготовления БЛА позволяют не задумываться о том, чтобы создавать летательные аппараты с многолетним сроком эксплуатации. Гораздо эффективнее короткоресурсные продукты, производимые по мере необходимости.
Словом, поставь у себя оборудование, конфигурируй конструкции под свои потребности и не тереби заказами Минпромторг, предлагает уже совсем фантастический сценарий развития новейшей отечественной истории производства руководитель авторской группы, в которой подлежит искоренению целый кластер чиновников.
Но здесь важнее другое. Контролируемое конвейерное производство сертифицированной техники позволит упорядочить ее продажи и, соответственно, и эксплуатацию. А невысокий стоимостный предел разорит растущий как грибы кластер сборочных шарашек.
К сведению
Требуемые разрешения на проведение аэросъёмочных работ:
- Генерального штаба ВС РФ;
- штаба военного округа;
- УФСБ по субъекту РФ;
- пограничного управления ФСБ РФ по субъекту;
- органов местного самоуправления.
Наличие лицензии ФСБ на работу с гостайной.
Контрольный просмотр штабом военного округа.