Прошедший май стал прорывом в восточном направлении развития российской экономики. В последнюю неделю весны в Москве, Астане, Токио имели место крупномасштабные партнерские события.
Муниципальным властям и местному бизнесу предстоит быстро «сориентироваться на местности», чтобы не отстать от «восточного экспресса».
Деловой альянс двух соседей допускает многостороннее партнерство
Расширяющееся и углубляющееся экономическое сотрудничество между РФ и КНР направлено на рост собственных экономик, но допускает партнерство с другими заинтересованными странами, заявили участники прошедшей в Москве конференции «Россия и Китай: новое партнерство в меняющемся мире».
По словам президента Российского совета по международным делам (РСМД), члена-корреспондента РАН Игоря Иванова, это партнерство не является союзом России и Китая против третьих стран и коалиций. «Отношения развиваются на своей собственной основе и не порождают угроз или вызовов ни для соседних стран, ни для других великих держав», — заявил И. Иванов.
«Складываются отдельные центры развития, а эпоха гегемонии отдельных стран или группировок стран окончательно ушла в прошлое», — заявил посол КНР в РФ Ли Хуэй. По мнению дипломата, полицентричный мир и экономическая глобализация получают новое развитие: мир становится сообществом общей судьбы, где все страны находятся в растущей зависимости друг от друга.
Заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Максим Шерейкин отметил перспективы, открывающиеся для территорий, которые принято называть российской глубинкой. Только на юге Приморского края в процесс экономической интеграции вовлекаются сразу 13 муниципальных образований. В Хабаровском крае уникальный проект «Один остров — две страны» опровергнет утверждение о том, что муниципалитеты не являются объектами международных отношений. На острове Большой Уссурийский стартует беспрецедентный в мировой практике управленческий проект. В двух из девяти утвержденных правительством РФ территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) в нескольких муниципальных образованиях первыми резидентами стали китайские инвесторы. Всего между российским Дальним Востоком и китайским Северо-Востоком начинается реализация почти 50 инвестиционных проектов.
Заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыдыпов уверен, что новое развитие получат территории, примыкающие к Транссибу и БАМу, к «автокоридору» из Поднебесной через Оренбургскую область, Республику Марий Эл и далее до Санкт-Петербурга, новым мостам через Амур в Благовещенске и Еврейской автономной области. Он напомнил, что несколько дней назад китайские партнеры выиграли тендер на проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань, в создание которой КНР вложит более 350 млрд руб. С открытием движения на ней время в пути сократится с нынешних 14 часов до 3,5.
Участники состоявшейся дискуссии обсудили также открывающиеся пути взаимодействия бизнеса обеих стран, государственных и муниципальных властей при сопряжении между собой двух мегапроектов, предусматривающих функционирование Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и нового Шелкового пути «Один пояс, один путь».
Сейчас на фоне ухудшения мирохозяйственной конъюнктуры объем товарооборота между двумя странами составляет 90 млрд долл., а по итогам текущего года может превысить 100 млрд долл.
Вьетнам становится «окном» ЕАЭС в тропическую Азию
В Астане во время второго заседания Евразийского межправительственного совета заключено первое соглашение между ЕАЭС и отдельной страной. Подписан договор о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом.
Евразийский экономический союз будет заключать такие договоры и с другими странами, заявил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. По его словам, около 40 государств выразили готовность вести переговоры о подобных соглашениях. «Естественно, мы будем относиться к ним максимально внимательно, для того чтобы эти соглашения были полезны для наших стран», — заявил российский премьер-министр.
По свидетельству министра по торговле Евразийской экономической комиссии Андрея Слепнева, ЕАЭС изучает возможности создания зон свободной торговли с Египтом, Израилем, Индией, Китаем.
Согласно заключенному соглашению стальные трубы и металлопрокат, легковые и грузовые автомобили, шины и минеральные удобрения из России, Белоруссии, Казахстана, Армении получают беспошлинный доступ во Вьетнам. Всего эта страна обнулит ввозные пошлины на 89% товарной номенклатуры из ЕАЭС. Для небольших муниципальных образований, малого и среднего бизнеса в них открываются горизонты наращивания конкурентоспособного производства мяса птицы, колбас, сыра, масла, пшеницы, муки для поставок на юго-восток Азии. Первый этап обнуления ввозных пошлин произойдет сразу после вступления соглашения в силу, а это 60% товарных позиций. Оставшиеся 29% будут освобождаться от пошлины в течение десяти лет. В результате менее чем за пять лет в 2,5 раза возрастет объем товарооборота между ЕАЭС и Вьетнамом, с нынешних 4 млрд долл. до 10 млрд долл. к 2020 г.
По мнению руководителя управляющей структуры ЕАЭС — коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко, страны ЕАЭС выходят на рынки региона АСЕАН с населением более 600 млн человек.
Из Вьетнама становится беспошлинным импорт риса, рыбных продуктов, фруктов, овощей — свежих и консервированных, одежды, обуви, а также смартфонов и другой электроники, производимой в этой стране компанией Samsung. Вьетнам готов совместно с российскими территориями создавать текстильные и пищевые производства, логистические центры и локальные складские помещения, что интересно и выгодно в первую очередь муниципальным образованиям и местному бизнесу.
Города без урн по умным японским технологиям
Точки соприкосновения двух экономик обозначили участники прошедшего в Токио форума «Взгляд на будущее российско-японских отношений». Приоритетным местом взаимодействия назван, конечно, Дальний Восток. Так, по сведениям председателя Федерации экономических организаций Японии Норио Сасаки, сегодня в Дальневосточном федеральном округе ведут бизнес более 140 японских компаний, главным образом крупных. Это связано с тем, что Япония заинтересована в природных ресурсах, а Россия — в качественной продукции машиностроения. Чтобы способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, надо в муниципальных образованиях обеих стран расширять непроизводственный сектор, считает японский бизнесмен. Он уверен, что есть реальная возможность вдвое увеличить существующий масштаб двустороннего сотрудничества. Если страны активно пойдут навстречу друг другу, то произойдет автоматическое улучшение условий для бизнеса. «В конечном итоге это может привести к прорыву в бизнесе», — заявил Н. Сасаки.
По мнению участников форума, созванного в третий раз медиабизнесом — «Российской газетой» и японской газетой «Майнити симбун», одним из прорывных моментов может стать трансляция «умных технологий» японских городов в российские муниципии. Были представлены возможные варианты модернизации и оптимизации инфраструктуры отдельных российских городов, особенно вдоль железных дорог и рядом с вокзалами. И в России могут появиться города без автомобильных пробок и уличных урн для мусора. Японский бизнес уже участвует в проектировании московской территории у станции метро «Ботанический сад».
Выступивший на форуме в Токио председатель Государственной думы Сергей Нарышкин заявил: «Объединив конкурентные преимущества друг друга, российская и японская стороны могут укрепить общие позиции на глобальном рынке».
Согласно статистике, даже в условиях экономических санкций Запада против России товарооборот с Японией в 2014 г. остался на уровне рекордного для обеих стран показателя 2013 г. — чуть более 30 млрд долл.
Муниципальным властям в России, чтобы не быть сторонними наблюдателями динамики экономической интеграции, предстоит отбросить местечковые и личностные амбиции и смело входить в русло событий. Чем больше население будет вовлечено в процесс делового взаимодействия, тем быстрее будут расти уровень и качество жизни в российской глубинке.
Отдельные налоговые преференции в Японии и в российских ТОРах
Вид налоговой преференции |
Япония |
Россия | |
---|---|---|---|
Налог на прибыль |
26,4% |
Обычная ставка |
Для ТОР |
13,5% |
10% | ||
Налог на заработную плату, % от фонда оплаты труда |
25,6 |
14,0 |
7,7 |
ИСТОЧНИК: Минвостокразвития России |