Главный приз российского кинофестиваля «Кинотавр» получила картина Анны Меликян «Про любовь». Фильм был удостоен и награды от жюри кинопрокатчиков. Это стало очередным свидетельством тенденции ухода российского кино от ещё недавно актуальных тем — бандитских разборок, полицейской доблести и бытовой грязи.
А. Меликян в прошлом году получила на «Кинотавре» звание лучшего режиссёра, на этот раз режиссёрский приз получил Алексей Федорченко, снявший ленту «Ангелы революции».
Лучшей актрисой стала Полина Гришина за роль в фильме Ивана Вырыпаева «Спасение». Приз за лучшую мужскую роль ушёл к ансамблю из четырёх актёров, сыгравших в фильме Михаила Местецкого «Тряпичный союз», — Василию Буткевичу, Павлу Чинареву, Александру Палю и Ивану Янковскому. Лучшим дебютом стала картина «Чайки» Эллы Манжеевой. Операторскую награду получил Андрей Найдёнов («Находка»). Специальным дипломом жюри отмечен фильм Андрея Зайцева «14+». Ранее был объявлен победитель в номинации «Короткий метр» —фильм «Настя» Кирилла Плетнёва.
А. Меликян приобрела широкую известность после выхода фильма «Русалка» (2007) с Марией Шалаевой и Евгением Цыгановым в главных ролях. До сих пор А. Меликян позиционировала себя как создателя элитарных лент. Теперь, по её словам, всё изменилось.
«Впервые я задумалась снять кино для проката, для широкого зрителя. Обычно это не так. Я корыстно позвала звёзд. Так бы я, как обычно, позвала неизвестных артистов, а тут глубоко в корыстных целях пригласила известных актёров, — говорит А. Меликян. — Мне бы хотелось широкого проката. Мы стоим в начале этого пути. Мне бы хотелось, чтобы у меня хотя бы один фильм был успешным в прокате»..
«Про любовь» — сборник из нескольких новелл про любвь. В фильме сыграли Рената Литвинова, Евгений Цыганов, Владимир Машков, Юлия Снигирь, Равшана Куркова, Мария Шалаева, Александра Бортив и другие популярные актёры. По словам А. Меликян, многие соглашались на участие в картине, даже не прочитав сценарий. А. Меликян отметила, что предоставляла актёрам полную свободу творчества и была не против импровизаций на съёмочной площадке. «В новелле с Р. Литвиновой очень много импровизации, её личного текста. Я всех актёров просила идти от себя», — говорит звезда российской кинорежиссуры.
Все новеллы связывает между собой лекция Р. Литвиновой о любви. На «Кинотавре» состоялся первый показ фильма.
Этим же летом стали известны подробности о новой работе главы жюри «Кинотавра» Алексея Учителя, которую он сейчас ведёт, — о съёмках фильма о романе Николая II и балерины Матильды Кшесинской. То есть про любовь.
На роль последнего российского императора и императрицы Александры Фёдоровны А. Учитель пригласил немецких актёров Ларса Айдингера (Lars Eidinger) и Луизу Вольфрам (Luise Wolfram). Режиссёр дал подробное интервью о своей работе DW.
Отвечая на вопрос DW, почему сюжет нового фильма основан именно на этом периоде жизни Николая II, А. Учитель говорит, что «это самый романтичный период в его жизни, и в это время судьба России как раз и решалась. Всё могло сложиться по-другому, из-за этой маленькой женщины, балерины, всё могло повернуться иначе в истории России. Поэтому мне показалось это очень интересным и любопытным не только для меня самого, но и для всех».
Выбор на главные роли немецких актеров режиссёр объясняет так: «Во-первых, Александра Фёдоровна была немкой. Я изначально хотел, чтобы актриса говорила по-русски с большим акцентом. Мы пробовали много актрис, и не только немецких, но Л. Вольфрам победила. Мне кажется, она очень интересна и талантлива. Что касается Николая II, тут более сложная история, потому что Л. Айдингера я изначально приглашал на роль немецкого врача доктора Фишеля. Но когда он приехал на пробы, мне показалось, что его внешность и внутреннее состояние очень близки главному персонажу — царю».
В тайне держится имя исполнительницы главной женской роли — Матильды Кшесинской. А. Учитель говорит: «Так построен договор с актрисой, это не пиар, а необходимость. Рано или поздно всё откроется. Но могу сказать, что актриса очень интересная… Если бы она была известна российской публике, то российские журналисты уже узнали бы об этом».
С 1 июля начнется последний съёмочный этап фильма. Выход картины в российский прокат планируется на осень 2016 г. Бюджет картины — 25 млн долл.
Состояние российского кинематографа в целом А. Учитель оценивает не слишком высоко. «Тенденции российского кино, как и мирового, я думаю, одни и те же: очень мало талантливых и интересных картин», — говорит мастер.