Общественная палата РФ (ОП РФ), «ОПОРА России», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) договорились вместе тиражировать лучшие муниципальные практики по поддержке и развитию предпринимательства на местах. Соглашение об этом подписано на состоявшемся в ОП РФ круглом столе «Вопросы продвижения и внедрения успешных практик, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне».
Образовавшийся «тройственный союз» — ОП РФ, «ОПОРА России» и АСИ — будет изучать, систематизировать и рекомендовать опыт создания благоприятного делового климата во всех типах муниципальных образований.
«Атлас муниципальных практик»
Подписанный в первые дни лета документ стал логическим соединением усилий неправительственных организаций, деятельность которых направлена на повышение качества жизни россиян. Как известно, ОП РФ отстаивает гражданские и социальные права жителей страны, «ОПОРА России» действует в интересах предпринимателей в малых формах бизнеса, АСИ предлагает на системной основе решение социально-экономических проблем на стыке бизнеса, власти и общества.
На круглом столе в Общественной палате генеральный директор АСИ Андрей Никитин презентовал новый выпуск «Атласа муниципальных практик», в котором собраны примеры успешного сопряжения муниципального управления и предпринимательства на конкретных территориях. В нем содержатся также экспертные рекомендации для оценки эффективности работы органов местного самоуправления по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
Одна из них касается принятия стандартов качества муниципальных услуг с целью поэтапного установления гарантированного уровня качества услуг, предоставляемых заявителям за счет местного бюджета. С целью самоконтроля предлагается ввести такой показатель своей работы, как доля муниципальных услуг, по которым приняты стандарты качества, в процентах от общего числа оказываемых муниципальных услуг.
Вторая рекомендация АСИ относится к особенно актуальным сейчас вопросам формирования системы управления земельно-имущественным комплексом по инвестиционным приоритетам территории. Для постоянного контроля своей работы в этом направлении муниципалитетам рекомендуется использовать такой ключевой показатель эффективности применения созданной системы, как доля свободных земельных участков в муниципальной собственности, предоставленных для реализации инвестиционных проектов.
Всего в «Атласе» описаны 23 ключевых показателя эффективности внедрения разных практик. В их числе, в частности:
- разработка, принятие и реализация стратегического документа инвестиционной деятельности в муниципальном образовании;
- подготовка, принятие и размещение в открытом доступе инвестиционного паспорта муниципального образования;
- организация сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»;
- обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций и поддержку предпринимательства.
«Атлас муниципальных практик» — не окончательный документ. Он открыт для:
а) примеров удачных поисков и эффективных находок по созданию для бизнеса в муниципальном образовании режима наибольшего благоприятствования;
б) деловых предложений от практиков и экспертов муниципального управления как по совершенствованию системы обобщения муниципальных практик, так и по их внедрению.
Советы нужны и авторам разработок
Одновременно А. Никитин представил проекты трех пособий по внедрению успешных практик по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в:
- столицах (административных центрах) субъектов Федерации;
- крупных промышленных центрах;
- моногородах;
- других муниципальных образованиях.
Методические разработки содержат перечень базовых успешных практик, рекомендуемых для внедрения, а также список возможных дополнительных практик, которые могут быть применены в конкретных условиях. Так, уточняются возможные действия органов местного самоуправления по установлению эффективных ставок земельного налога и арендной платы за земельные участки для инвесторов. Рекомендуется проводить мониторинг, чтобы быстро принимать решения об изменении коэффициентов в интересах предпринимательства и реализации инвестиционных проектов.
Полезна для практиков муниципального управления рекомендация по принятию мер, связанных с сокращением разрешительных процедур при капитальном строительстве, а также прокладке так называемой последней мили линейных сооружений для подключения к электрическим, газовым и тепловым сетям, для выхода на магистральные автодороги. Критерий действий — не более 100 дней как на предоставление земельного участка, так и регистрацию права собственности на возведенный объект. К примеру, в муниципалитетах Ростовской области сроки предоставления земельных участков сокращены с 340 до 90 дней.
Возможно, кому-то покажутся жесткими рекомендованные сроки, а кому-то не понравится детальная регламентация мероприятий. В любом случае есть еще возможность внести свои предложения и в проекты пособий, и в «Атлас», который содержит описание успешного опыта 34 органов местного самоуправления страны по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства.
У премии «Бизнес-Успех» теперь три учредителя
Согласно подписанному Соглашению премия «Бизнес-Успех» проводится теперь всеми подписантами. Все они принимают возражения и предложения по презентованным документам. Помимо средств электронной и почтовой связи, сделать это можно лично на региональных форумах национальной предпринимательской премии «Бизнес-Успех». По информации руководителя оргкомитета премии Дарьи Сунцовой, такие форумы пройдут летом и осенью в Комсомольске-на-Амуре (Дальневосточный федеральный округ), Новосибирске (Сибирский федеральный округ), Перми (Приволжский федеральный округ), Нальчике (Северо-Кавказский федеральный округ). Ранее региональные форумы прошли в Туле (Центральный федеральный округ), Астрахани (Южный федеральный округ), Вологде (Северо-Западный федеральный округ). Всего за годы вручения премии (2011—2014 гг.) прошло 37 региональных этапов, участниками которых были более 40 000 предпринимателей и 2000 представителей органов местного самоуправления.
«Мы ищем примеры бизнеса на малых территориях, понимая, насколько это сложно и ценно для самих территорий, — сказала «ЭЖ» Д. Сунцова. — А также для местных администраций, которые хотят получать отдачу от предпринимательского сообщества взамен на меры поддержки, которые они стараются реализовывать».
Муниципалитетам, чтобы не остаться на обочине событий, стоит воспользоваться возможностью внести свои коррективы в представленные документы, разрабатываемые по поручению Президента РФ по итогам апрельского заседания Госсовета по малому и среднему предпринимательству. Иначе эффективность работы местной власти будут оценивать по критериям, принятым без участия самой этой власти.
Проект ключевых показателей для оценки деятельности глав муниципальных образований (сити-менеджеров) по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства
Показатель |
Правовое обоснование |
Источник |
---|---|---|
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек |
Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности |
Росстат, органы местного самоуправления деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» |
Доля среднесписочной численности работников(без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
Указ Президента РФ от 28.04.2008№ 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» |
Росстат, органы местного самоуправления |
Среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган местного самоуправления для получения одной муниципальной услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности |
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» |
Росстат, органы местного самоуправления |
Доля поступления налогов, связанных с применением специальных налоговых режимов для субъектов малого и среднего предпринимательства (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХ), в общих налоговых доходах муниципального образования |
Налоговый кодекс РФ |
ФНС России |
Доля объемов муниципальных контрактов, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, от общего объема муниципальных контрактов, заключенных в отчетном периоде |
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» |
Казначейство, органы местного самоуправления |
Удовлетворенность субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей муниципальной поддержки оказанными мерами содействия развитию бизнеса |
Федеральный закон от 27.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» |
Органы местного самоуправления |
ИСТОЧНИК: АСИ |