К открытию Санкт-Петербургского экономического форума Ассоциация европейского бизнеса совместно с маркетинговой компанией GfK опубликовала очередной, уже восьмой выпуск ежегодного исследования «Стратегии и перспективы европейских компаний в России». В 2015 г. исследование проводилось в марте — апреле методом онлайн и личных интервью с топ-менеджерами 108 компаний из числа членов АЕБ. Целью исследования было определение комфортности предпринимательской деятельности в России для компаний — членов АЕБ и оценка их восприятия инвестиционного климата.
Как пишут авторы исследования, экономический кризис в России и геополитический кризис вокруг Украины заставляют европейские компании, ведущие бизнес в России, увеличивать планируемые сроки окупаемости бизнеса и прогнозировать дальнейшее снижение инвестиций. Комплексный индекс AEБ-GfK, отражающий их настроения и ожидания относительно бизнеса в России, снизился по сравнению с 2014 г. на 9 пунктов и составил 106 баллов из 200 возможных. В 2014 г. данный показатель составлял 115.
В I квартале 2015 г. топ-менеджеры компаний — членов АЕБ стали пессимистичнее оценивать перспективы своего бизнеса в России. Индекс предпринимательских настроений в 2015 г. продолжил падать. В прошлом году индекс еще держался в зоне положительных настроений: упомянутые выше 115 пунктов представляют нижнюю границу.
55% топ-менеджеров компаний, принявших участие в исследовании, утверждают, что оборот их компаний за прошедший год вырос, но в 2014 г. рост оборота отмечали 69%, а в 2013-м — 78% участников. 5% компаний, участвовавших в исследовании, говорят, что попали непосредственно под действие санкций ЕС и США, и 16% — частично. 70% всех опрошенных сообщают о негативном влиянии санкций.
Ответными мерами России (контрсанкциями, о продлении которых в четверг, 18 июня, заявили российские официальные лица) напрямую были затронуты 2% компаний, частично — 7%. Отрицательный эффект от контрсанкций ощутили 38% всех компаний.
Но самое большое негативное влияние на бизнес европейских компаний в России оказала девальвация рубля — об этом сообщил 81% опрошенных. Понижение позиций России и российских компаний в международных рейтингах отрицательно повлияло на состояние бизнеса в 47% компаний. А вот улучшение показателей России в рейтинге Doing Business прошло практически незамеченным европейскими компаниями: 82% сообщили, что улучшенный результат России никак не влияет на их дела.
Среди основных препятствий для развития бизнеса сегодня в России европейские компании по-прежнему называют нормативные ограничения и отсутствие квалифицированного персонала, хотя ситуация стала выглядеть несколько лучше, чем годом ранее. Заметное ухудшение произошло по такому показателю, как надежность цепочек поставок. На ее недостаток в 2015 г. указали 26% опрошенных компаний (против 18% в 2014 г.). Но на самом деле эти 26% — неплохой результат, потому что ожидания, судя по оценкам результатов в I квартале 2015 г., у бизнеса были существенно хуже.
В 2015 г. 24% опрошенных компаний ответили, что состояние экономики хуже, чем ожидалось. В 2014 г. таких было 52%. Напротив, 22% предпринимателей сообщили, что экономические условия оказались лучше ожидаемого, в 2014 г. так говорили лишь 6% компаний.
Сократилось количество компаний, ожидающих роста оборота своего бизнеса в ближайшие три года. В 2015 г. в рост бизнеса верят 55% компаний — против 72% в 2014 г. Европейским предпринимателям приходится пересматривать и сроки достижения безубыточности и возврата инвестиций в России. Доля тех, кто считает, что сроки выхода на безубыточный уровень составят от года до трех лет, снизилась с 56% в 2014 г. до 49% в 2015 г. Доля тех, кто считает, что выход на безубыточность займет до четырех-пяти лет, выросла до 25% в 2015 г. с 15% в 2014 г.
В 2015 г. рекордно высокое количество участников исследования ожидают снижения инвестиционной активности. Что касается ближайших двух-трех лет, то представители 39% опрошенных компаний ожидают снижения иностранных инвестиций в Россию. Доля же тех, кто считает, что инвестиции в Россию будут расти, снижается из года в год (2012 г. — 70%, 2013 г. — 59%, 2014 г. — 31%, 2015 г. — 23%). Несмотря на довольно существенное ухудшение ряда показателей и снижение ожиданий роста экономики России в краткосрочной перспективе (один-два года), в долгосрочной перспективе (шесть-десять лет) 73% участников исследования рассчитывают на уверенный рост экономики России.
Важно отметить и другие позитивные моменты, выявленные в результате исследования 2015 г.: настроения европейского бизнеса относительно ситуации в России стабилизируются; предпринимательские настроения хотя и продолжили падение в 2015 г., однако не такими темпами, как в 2014 г. Настроение бизнеса находится пока в нейтральной, а не в отрицательной зоне, долгосрочные перспективы развития России рассматриваются как очень высокие.
«Создается впечатление, что после шока весны прошлого года и связанных с ним негативных ожиданий европейский бизнес приспосабливается к новым трудным условиям работы в России», — говорит Александр Демидов, генеральный директор GfK в России.
«2014 г., безусловно, стал сложным для европейского бизнеса в России, но компании быстро адаптировались к новым правилам игры, начали выстраивать стратегии развития бизнеса, в том числе опираясь на локализацию производства», — заметил Франк Шауфф, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России.
Предваряя открытие Петербургского международного экономического форума, помощник президента России Юрий Ушаков сообщил, что количество участников форума по сравнению с прошлогодним увеличилось более чем вдвое; неофициальные информаторы различных изданий из кругов крупного международного бизнеса сообщали, что в Петербург приедут весьма высокопоставленные бизнесмены из стран, введших санкции против России, в том числе из США. Все это говорит о том, что мировой бизнес нашел способ продолжать работать с Россией и в России, что улучшает ее экономические перспективы.
Как изменится ситуация в экономике России, %
|
Рост |
Стабилизация |
Снижение |
Затруднились с ответом |
---|---|---|---|---|
В ближайшие 1—2 года (краткосрочная перспектива) |
4 |
17 |
76 |
3 |
В ближайшие 3—5 лет (среднесрочная перспектива) |
40 |
33 |
20 |
7 |
В ближайшие 6—10 лет (долгосрочная перспектива) |
73 |
16 |
6 |
5 |
ИСТОЧНИК: данные совместного исследования АЕБ и GfK |