Федеральная налоговая служба выпустила письмо от 17.06.2015 № ГД-4-3/10382@, в котором дала разъяснения о постановке на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе в качестве плательщиков торгового сбора. Письмо размещено на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».
С 1 июля 2015 г. торговый сбор может быть введен в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ). Для этого на территориях указанных субъектов должны быть приняты соответствующие законы, так как торговый сбор является местным налогом (п. 3 ст. 15 НК РФ). На сегодняшний день только Москва вводит с указанной даты взимание торгового сбора (Закон города Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе», далее — Закон № 62).
Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности на территории Москвы, в отношении которых Закон № 62 установил торговый сбор, обязаны представить в налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщиков торгового сбора ( п. 2 ст. 416 НК РФ). Уведомление нужно сдать не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения торговым сбором. Отметим, что рекомендуемая форма уведомлений о постановке на учет и порядок ее заполнения, а также рекомендуемая форма свидетельства о постановке на учет доведены до налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС России от 10.06.2015 № ГД-4-3/10036@.
Таким образом, организации и бизнесмены, фактически использующие объекты обложения торговым сбором до 1 июля 2015 г., обязаны представить в соответствующий налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в срок не позднее 7 июля 2015 г. Датой возникновения объекта обложения сбором в данном случае будет считаться 1 июля 2015 г.
Что касается места постановки на учет, то порядок его определения установлен в п. 7 ст. 416 НК РФ. Так, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен торговый сбор, осуществляется через объект недвижимости, то встать на учет нужно по месту нахождения объекта. В иных случаях — по месту нахождения организации (месту жительства предпринимателя).
В комментируемом письме налоговики привели несколько примеров. Допустим, компания зарегистрирована в Московской области. При этом она занимается розничной торговлей через магазин в Москве. В этом случае организация должна встать на учет в качестве плательщика торгового сбора в городе Москве.
Если же торговля осуществляется на территории Москвы, к примеру, через автомагазин или торговую палатку, то подать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора нужно по месту нахождения организации, то есть в Московскую область.
Еще один пример. У компании есть несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых в Москве установлен торговый сбор. При этом они находятся на территориях, подведомственных разным налоговым органам. В такой ситуации уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора представляется в налоговый орган по месту нахождения того объекта, сведения о котором указаны в таком уведомлении первыми.