Основной «головной болью» при разработке бюджета на 2016—2018 гг., к обсуждению которого приступило правительство, стала острая необходимость сокращения госрасходов. Эксперты настаивают на сохранении расходов на развитие экономики, социальные нужды, здравоохранение и образование. Подавляющая часть населения поддерживает позицию экспертного сообщества.
Падение цен на углеводороды приведет, по оценке Минфина, к снижению доходов федерального бюджета в 2016—2017 гг. в размере 3,4 трлн руб. Для закрытия огромной «дыры» в бюджете по устоявшейся российской традиции первыми «под нож» предлагается пустить расходы на пенсионную систему.
Финансовое ведомство разработало два ориентировочных варианта индексации защищенных социальных расходов федерального бюджета, первый из которых, в частности, предусматривает рост пенсионных расходов на 11,9% в 2016 г., на 7% — в 2017-м и на 8,4% — в 2018 г.
Второй сценарий включает более скромную прибавку пенсий в размере 5,5% в следующем году, 4,5% — в 2017-м и 4% — в 2018 г. Именно такой темп роста закладывался в бюджетные планы ранее, до начала высокой инфляции. Он позволит Кабинету министров сэкономить за счет стариков 510 млрд руб. в 2016 г., 879 млрд руб. — в 2017-м и 1174 млрд руб. — в 2018 г.
Вместе с тем в правительстве обсуждается возможность существенного сокращения бюджетных расходов на оборону (на 26,5% к 2018 г.), умеренного (на 8—13%) снижения прочих госрасходов, ограничения роста тарифов государственных монополий уровнем прогнозной инфляции, а также очередного сокращения численности госслужащих на 10% и отмену индексации зарплат оставшимся чиновникам.
«Очередной бюджетный цикл начинается, надо признаться, в весьма непростых условиях. Необходимо нам всем реалистично оценить существующие риски, — подчеркнул премьер Дмитрий Медведев. — Известно, что к падению цен на нефть и замедлению экономического роста добавились и санкционные ограничения, которые на этой неделе были продлены еще на полгода. Нам нужно подготовить бюджет, который позволит адекватно реагировать на эти вызовы, будет обеспечивать макроэкономическую стабильность, создавать условия для достаточно стабильной, нормальной работы предприятий реального сектора и нормальной работы социальной сферы».
Экспертное сообщество уже неоднократно высказывалось за сокращение военных расходов при одновременном увеличении бюджетных затрат, которые могут стимулировать экономический рост — на образование, здравоохранение, инвестиции в экономику.
Причем о необходимости снижения военных расходов говорят представители различных экономических школ: и сторонники либеральной рыночной экономики, и так называемые государственники.
Сегодня к их голосу присоединяется большая часть россиян. Исследование, проведенное Левада-Центром, показывает, что число граждан, желающих увеличивать бюджетные затраты на «перевооружение и модернизацию армии», невелико — всего 12%. Зато доля россиян, считающих необходимым направлять государственные средства на «улучшение медицинского обслуживания населения», составляет более половины населения — 55%.
Услышит ли власть мнение ученых и «глас» народа, покажет скорое будущее. Пока глава правительства заявил: «Конечно, главное, чтобы мы могли исполнять социальные обязательства — так же четко, как это делалось в последние годы. Это принципиальный момент, на него нужно обратить особое внимание».