Изначально задуманный как шаг на пути к совершенствованию госнадзора на финансовом рынке, принятый 19 июня Госдумой в третьем чтении законопроект № 469229-5 оказался более разносторонним. Документ содержит также поправки в ГК РФ, законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, которые «доводят до ума» уже вступившие в силу в рамках реформы гражданского законодательства правовые нормы, а в части — кардинально их меняют.
Законопроект № 469229-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — законопроект) был внесен правительством в Госдуму пятого созыва еще в 2010 г. и был принят в первом чтении в феврале 2011 г. Но за пятилетнюю историю рассмотрения парламентариями законопроект обзавелся вполне актуальными изменениями в нормы, которые на этапе его разработки еще даже не существовали.
Поскольку законопроект уже принят Госдумой в третьем чтении и 22 июня предложен к одобрению Советом Федерации, его текст существенных изменений претерпеть не должен. Вероятно, что в ближайшие пару недель документ будет подписан Президентом РФ.
Правила жизни акционерных обществ станут яснее
С 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ), внесший изменения в нормы ГК РФ о юридических лицах (см. также «ЭЖ», 2014, № 19, с. 14, № 20, с. 15), но специальное законодательство о хозяйственных обществах не было приведено в соответствие с этими изменениями. Они и были включены в законопроект. Однако есть в законопроекте и новые правила, которые повлияют на статус таких юридических лиц и в ГК РФ не содержатся, и скорректированные положения того самого «реформирующего» Закона № 99-ФЗ.
С момента вступления в силу Закона № 99-ФЗ вместо деления на закрытые (ЗАО) и открытые акционерные общества (ОАО) в законе появилось деление на общества публичные и непубличные. Первые имеют право проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в их акции, посредством открытой подписки, а вторые — нет.
По общему правилу, публичные акционерные общества должны иметь указание на это в своем наименовании. Однако акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 г. и отвечающие признакам публичного АО, признаются таковыми и без указания в наименовании на их публичность (п. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Данное положение в редакции законопроекта дополнено оговоркой: за исключением случаев, когда на день вступления в силу Закона № 99-ФЗ такие акционерные общества являлись ЗАО или ОАО, получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством РФ о ценных бумагах, либо погасили все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Законопроект вводит новую опцию для акционерных обществ, созданных до 1 сентября прошлого года и отвечающих признакам публичных. Такие организации могут отказаться от своего публичного статуса при условии, что их акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, не были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, и число их акционеров не превышает 500, путем внесения в устав АО соответствующих изменений и обращения в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством РФ о ценных бумагах. В течение 14 рабочих дней с момента принятия Банком России решения об освобождении АО от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах, такое общество обязано будет представить в регистрирующий орган документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ и исключения из его наименования слова «публичное» (если оно там уже имелось) (п. 5.2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей»).
Преимущественное право покупки акций нужно закрепить в уставе
Перед ЗАО, которые признакам публичных не отвечают, не будет стоять задача быстрой перерегистрации. К тем из них, которые были созданы до 1 сентября 2014 г., до приведения учредительных документов в соответствие с новой редакцией ГК РФ должны применяться нормы Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) о ЗАО (п. 9 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Правда, есть вероятность, что некоторые положения о непубличных АО для организации окажутся более привлекательными.
Например, для непубличных АО не установлен лимит по общему количеству акционеров. Однако есть другие тонкости. Уставом непубличного общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру. Такие положения можно закрепить в уставе общества при его учреждении, внести в устав позднее, изменить или исключить из него по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества (абз. 12 п. 3 ст. 11 Закона об АО в ред. законопроекта).
Как и раньше для ЗАО (п. 5 ст. 97 ГК РФ), акционеры непубличных АО смогут воспользоваться преимущественным правом приобретения акций, отчуждаемых другими акционерами. Однако есть нюанс: в действующей редакции ст. 7 Закона об АО указанное право закреплено императивно, в то время как законопроект ставит его в зависимость от положений устава. Если такое право в уставе не значится, то акционеры не имеют преимуществ при реализации акций кем-либо из них (п. 3 ст. 7 в ред. законопроекта). Уточнено, что преимущественным правом покупки акционеры могут воспользоваться не только при продаже, но при отчуждении акций по любым иным возмездным сделкам. Однако во всех случаях, когда отчуждение не связано с куплей-продажей, преимущественное право приобретения таких акций может быть предусмотрено уставом только по цене, которая или порядок определения которой закреплены в уставе.
Для бывших или еще действующих ЗАО, в уставе которых по состоянию на 1 сентября 2014 г. не было специально закреплено преимущественное право покупки, предусмотрен переходный период. Акционеры таких АО смогут воспользоваться преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству принадлежащих им акций, но только до момента приведения устава АО в соответствие с действующей редакцией ГК РФ (ч. 11 ст. 27 законопроекта). При этом акционер, намеренный продать свои акции, обязан оповестить об этом других акционеров за свой счет через общество. Если в течение двух месяцев никто из акционеров не изъявит желания приобрести акции, то продавец может реализовать их по цене и на условиях, которые были указаны в оповещении. При нарушении указанного порядка любой акционер в течении трех месяцев со дня, когда ему стало известно (должно было стать известно) о таком нарушении, вправе обратиться в суд с требованием о переводе прав и обязанностей покупателя на себя (ч. 12 ст. 27 законопроекта).
Законопроектом также вводится новое правило, которое дает право суду при возникновении спора по поводу осуществления преимущественного права приобретения акций не применять положения устава о цене акций или порядке ее определения, если на момент осуществления преимущественного права такая цена существенно ниже рыночной стоимости акций (п. 3 ст. 7 в ред. законопроекта).