Торговля прошла острую фазу кризиса

| статьи | печать

Ключевые операционные показатели розничных торговых компаний, по данным опроса Росстата, продемонстрировали во II квартале нынешнего года небольшой позитивный тренд. Индекс предпринимательской уверенности вырос сразу на 3 п.п. — с +1 до +4%. Это позволило экономистам предположить, что отрасль прошла острую фазу кризиса.

Оценки топ-менеджеров торговых предприятий впервые со II квартала 2014 г. показали скромную повышательную тенденцию, что, по мнению ученых ВШЭ, свидетельствует о прохождении пика панических настроений у бизнесменов. Обнадеживающие прогнозы, данные руководителями розничных компаний в I квартале текущего года, оправдались и привели к ослаблению отрицательной динамики большинства экономи­ческих параметров.

Позитивные изменения в дея­тельности розничного сегмента экономики отражает рост основного индикатора обследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ). Его значение после полугодового «дрейфа» в критической зоне (около нуля) возросло с +1 до +4%, превысив показатели двух предшествующих кварталов.

Не все так гладко

Вместе с тем результаты конъюнктурного обследования, характеризующие финансово-экономическую деятельность розничных организаций за II квартал 2015 г., противоречивы. С одной стороны, они позволяют констатировать определенные положительные изменения в динамике ключевых операционных показателей торгового процесса.

Однако, с другой стороны, начавшееся в 2014 г. и сохраняющееся в первой половине этого года замедление роста реальных располагаемых денежных доходов населения, увеличение численности безработных, снижение реальной начисленной заработной платы, инфляционная составляющая не способствовали качественной компенсации негативных трендов в отрасли.

«Рубеж» отрицательной зоны не смогли преодолеть такие показатели торговли, как заказы, объем продаж, товарооборот, хотя их динамика и претерпела определенную компенсационную корректировку. В частности, во II квартале снижение спроса на реализуемые товары продолжали констатировать 28% респондентов.

Несмотря на более благоприятный деловой фон, более 50% опрошенных сошлись во мнении относительно главного лимитирующего фактора торгового процесса — недостаточный платежеспособный спрос. Причем в большей степени данное ограничение затронуло непродуктовую розницу, о чем сообщили 57% руководителей розничных предприятий.

Негативный тренд по-прежнему демонстрирует ценовая составляющая. Повышение цен реализации констатировали большинство руководителей торговых фирм (56%), хотя впервые с 2014 г. инфляционный «разгон» приостановился, преодолев пиковые значения предшествую­щих кварталов. В планах большинства предпринимателей в III квартале остается намерение сдерживать рост цен.

Изменение цен в разрезе товарных групп свидетельствует об основном вкладе в текущую инфляцию продовольственных товаров. По итогам 1-го полугодия доля респондентов, констатировавших рост цен, здесь продолжала превышать 60% .

Похожую ценовую динамику относительно I квартала демонстрировали непродовольственные товары. Тут инфляционный всплеск в своих компаниях по-прежнему отмечали 55% руководителей.

В целом, наблюдаемые ценовые тенденции коррелируют с официальным прогнозом Мин­экономразвития, согласно которому пик инфляции в России приходится на 1-е полугодие 2015 г.

Бизнес продолжит работу в сложных условиях

«Полученные итоги подвели черту годового функционирования розничного сегмента в рамках беспрецедентных условий, — комментирует ситуацию директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — Как показывают результаты опроса, во II квартале 2015 г. розничной торговле удалось избежать дальнейшего кризисного падения и завершить 1-е полугодие на более оптимис­тичной ноте. Значение главного результи­рующего индикатора состояния делового климата — ИПУ — все-таки вырвалось из критической «околонулевой» зоны, что позволяет говорить о выработке определенного иммунитета предпринимателей к экономико-политическим и главное — социальным факторам, определяющим динамику развития торгового процесса».

Разворот большинства негативных трендов в деятельности организаций свидетельствует о прохождении острой фазы кризиса, однако, по мнению ученого, не дает оснований быть уверенными в наращивании позитивных тенденций в ближайшей перспективе. Судя по сложившейся ситуации, наблюдаемая активность в отрасли отнюдь не связана с «включением» всех факторов поддержки для бизнеса. Напротив, лето 2015 г. ознаменовалось новым этапом санкций против России, что, безусловно, в какой-то мере продолжит «давить» на отечественный бизнес.

Тем не менее максимальный эффект от продуктового эмбарго в принципе уже реализован, поэтому очередной удар вряд ли способен вызвать пов­торную разбалансировку спроса и предложения ни со стороны предпринимателей, ни со стороны потребителей. И те и другие за год сумели максимально сконцентрироваться, выбрав для себя оптимальную модель взаимодействия. При этом продление санкционного режима для российского товарного рынка будет способствовать дальнейшему насыщению ассортимента за счет импортозамещения.

Данный процесс уже проявился во II квартале: впервые с 2014 г. оценки респондентов свидетельствовали о возобновлении расширения ассортиментной матрицы. Причем наибольший рост товарного предложения прослеживался в организациях, реализующих продовольственные товары. Данная мера коррелирует с торговой политикой крупного сетевого ритейла, где после продления санкций намерены более активно снижать долю импорта.

«По всей вероятности, в III квартале 2015 г. мы вряд ли увидим серьезные отклонения от полученных результатов, — считает Г. Остапкович. — Предприниматели, не раз испытанные на прочность, продолжат работать в текущих дискомфортных рамках, но уже без эмоций, технически отрабатывая конъюнктурные посылы».

Факторы, лимитирующие торговые компании, во II квартале 2015 г. (доля организаций от их общего числа)


%

Нехватка складских помещений

5

Нехватка торговых помещений

9

Недостаточный ассортимент

5

Сложности получения кредита

10

Высокий процент коммерческого кредита

20

Высокие транспортные расходы

23

Высокая арендная плата

24

Недостаток собственных финансовых средств

30

Высокий уровень налогов

47

Недостаточный платежеспособный спрос

47

ИСТОЧНИК: Росстат, ВШЭ