Один из самых многострадальных законов, нацеленных на поддержку отечественного бизнеса, — «О промышленной политике в Российской Федерации» на днях вступил в силу. Он создает предпосылки для решения ряда острых проблем, в частности облегчения доступа к финансированию промышленных компаний. Однако решения о конкретных формах реализации закона отданы на откуп чиновникам.
Закон предусматривает финансовую поддержку индустриальных предприятий через государственные фонды развития промышленности, создаваемые в организационно-правовой форме фонда или автономного учреждения на уровне федерального центра или регионов. Они формируются и действуют в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях.
Госфонды развития промышленности предоставляют финансовую поддержку индустриальным компаниям в любой соответствующей законодательству форме, в том числе в виде займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды (лизинга).
Таким образом, власти рассчитывают, что бизнес получит доступ к «длинным» деньгам, о нехватке которых уже много лет говорит предпринимательское сообщество. Финансироваться будут достаточно крупные проекты на предкоммерческих стадиях исследований и разработок: от создания новых технологий и подготовки технико-экономических обоснований вплоть до проектов по импортозамещению «под ключ».
Адресатами государственной финансовой поддержки должны стать, по замыслу разработчиков закона, компании среднего бизнеса, способные осилить проекты с объемом инвестиций в размере от 150 млн до 2 млрд руб., которые нацелены на выпуск импортозамещающей продукции и внедрение современных технологий.
В число приоритетных направлений, по которым промышленные предприятия могут получить, по оценкам Минпромторга, льготное финансирование, попали производство оборудования для топливно-энергетического комплекса, создание новых материалов для жилищного строительства, авиа- и судостроения, разработка передовой машинотехнической продукции и автокомпонентов.
Важной новеллой закона стал специальный инвестиционный контракт. Согласно ему одна сторона — инвестор — в предусмотренный контрактом срок своими силами обязуется создать, модернизировать и освоить производство промышленной продукции на территории нашей страны, а другая сторона — Российская Федерация или регион — обязуется создать для этого благого дела все необходимые условия.
Модель специального инвестиционного контракта уже хорошо известна в России, она «обкатана» на режиме промышленной сборки в автомобильной отрасли. Именно благодаря этой модели в нашу страну пришли крупнейшие мировые автопроизводители, которые построили здесь, в частности в Калужской области, свои заводы.
Инвестиционные контракты заключаются на срок до десяти лет по типовым формам, которые утверждаются Кабинетом министров для отдельных отраслей промышленности. Контракт гарантирует производителям индустриальной продукции неизменность тех благоприятных условий, которые создаются на стартовой стадии властями. Даже если в стране изменятся налоговые ставки, условия предоставления государством помещений и другого имущества в целях реализации конкретного проекта, инвесторов это не затронет.
«Подводным камнем» закона о промышленной политике являются общие формулировки основных форм поддержки индустриальных компаний, включая финансовые механизмы. Условия льготных кредитов, размеры налоговых преференций, ставки арендных платежей, формы инвестиционных контрактов и пр. — все это будет зависеть от решения чиновников федерального или регионального уровня.
Весьма образно прокомментировал закон о промышленной политике член-корреспондент РАН Руслан Гринберг, сказавший, что он выглядит слишком красиво, чтобы быть правдой. Промышленникам приоткрыли дверь к государственной поддержке, а вот смогут ли они в нее пройти, покажет будущее.