На днях вступили в силу поправки в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», призванные увеличить число субъектов малого и среднего предпринимательства, а также дать им больше прав и преференций. Но чтобы реализовать отдельные положения обновленного закона, потребуется принятие подзаконных актов.
C 2008 г. действует Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон), определяющий основные принципы государственной политики содействия развитию малого и среднего предпринимательства (далее — МСП). Закон разграничил компетенцию федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, местных органов исполнительной власти, а также закрепил основные формы государственной поддержки МСП.
В частности, Законом установлены критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к числу микро-, малых и средних предприятий, в том числе требование к структуре уставного (складочного) капитала — так называемый критерий «независимости происхождения». В соответствии с этим критерием юридическое лицо признается субъектом малого или среднего предпринимательства при его соответствии установленным значениям по размеру выручки от реализации товаров (работ, услуг) и средней численности работников только в том случае, если:
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, благотворительных и иных фондов, иностранных юридических лиц в уставном (складочном) капитале юридического лица не превышает 25%;
- доля участия в уставном (складочном) капитале юридического лица, принадлежащая иным юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не превышает 25%.
Данное ограничение по структуре капитала субъекта МСП, по мнению Правительства РФ, сдерживало рост инвестиций, препятствовало формированию технологических цепочек. В результате 24 марта 2015 г. им были внесены в Госдуму поправки в Закон, которые просто стремительно были приняты, а на днях и подписаны Президентом (Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ).
Субъектов статистически станет больше
С момента вступления в силу поправок, то есть с 30 июня 2015 г. (за исключением отдельных положений), субъектов МСП прибавится за счет увеличения порога участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном (складочном) капитале субъектов МСП с 25 до 49%. Кроме того, статусом субъекта МСП теперь будут обладать организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“», вне зависимости от доли участия в уставном (складочном) капитале таких организаций иных юридических лиц (как иностранных, так и российских), а также юридические лица, доля участия в уставном (складочном) капитале которых включена в состав общего имущества инвестиционного товарищества, образованного в соответствии с Федеральным законом от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе», тоже вне зависимости от размера указанной доли.
Отнесение вышеперечисленных субъектов к субъектам МСП улучшит статистику по количеству субъектов МСП, по расчетам правительства, как минимум на 1% (в случае, если все указанные юридические лица будут соответствовать установленным значениям по размеру выручки от реализации товаров (работ, услуг) и средней численности работников). Это приведет и к улучшению иных показателей, характеризующих сектор МСП, — численность занятых, объем оборота и объем инвестиций в основной капитал на малых и средних предприятиях.
Из Закона исключено требование к периодичности установления Правительством РФ предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП (ч. 2 ст. 4 Закона). Это развяжет правительству руки и позволит оперативно принимать решения в отношении предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов МСП в целях учета изменений в экономической конъюнктуре в стране.
Корпорация в помощь!
Благодаря внесению в Закон двух новых статей в России появится корпорация развития малого и среднего предпринимательства, которая создается в целях координации оказания субъектам МСП поддержки, предусмотренной Законом.
Основными задачами создаваемой корпорации будут:
- оказание поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;
- привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов МСП;
- организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП;
- организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов МСП в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, в годовом объеме закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
- обеспечение информационного взаимодействия корпорации развития МСП с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП;
- подготовка предложений о совершенствовании мер поддержки субъектов МСП, в том числе предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования в этой сфере.
А заниматься эта корпорация будет «бумажной» работой, в частности, оценкой соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства, предусматривающим участие субъектов МСП в закупке, различными мониторингами, связанными с закупками. Из конкретных, полезных для субъектов МСП дел корпорации стоит выделить возможность обращения в антимонопольный орган в случаях нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» или в суд с обжалованием действия или бездействия заказчиков в соответствии с этим Законом.
Что касается денег, то корпорация будет организовывать финансирование кредитных организаций, микрофинансовых организаций иных юридических лиц, оказывающих финансовую поддержку субъектам МСП в соответствии с требованиями, утвержденными советом директоров корпорации развития МСП, привлекать займы и кредиты, в том числе на финансовых рынках, выдавать поручительства и независимые гарантии юридическим лицам.
Помимо денег, она сможет оказывать еще и имущественную поддержку субъектам МСП, в том числе в виде передачи в собственность, во владение и (или) в пользование объектов недвижимого имущества (включая земельные участки, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества).
Правовой статус и виды деятельности корпорации еще предстоит закрепить в ее уставе. Что касается организационно-правовой формы, то она будет создана в виде акционерного общества с государственным участием (доля обыкновенных акций корпорации развития малого и среднего предпринимательства, находящихся в собственности Российской Федерации, не может составлять менее чем пятьдесят процентов плюс одна голосующая акция общего количества обыкновенных акций корпорации развития малого и среднего предпринимательства).
Управлять ею будет коллегиальный орган управления (совет директоров корпорации развития малого и среднего предпринимательства), коллегиальный исполнительный орган (правление корпорации развития малого и среднего предпринимательства) и единоличный исполнительный орган (генеральный директор корпорации развития малого и среднего предпринимательства).
Каждый субъект МСП, получивший поддержку, должен за нее отчитаться
В Законе появилась норма (п. 6 ст. 16), согласно которой субъекты МСП и организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП, — получатели поддержки должны будут ежегодно представлять в оказывающие поддержку федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, в корпорацию развития малого и среднего предпринимательства информацию о результатах использования полученной поддержки. Состав указанной информации, сроки, порядок и форма ее представления определит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
К сведению
По данным ФНС России, по состоянию на 1 января 2014 г. в России зарегистрировано:
- 45 719 юридических лиц, суммарная доля в уставном (складочном) капитале которых принадлежит иным юридическим лицам — российским организациям и составляет от 25 до 49%;
- 4804 юридических лица, суммарная доля в уставном (складочном) капитале которых принадлежит иным юридическим лицам — иностранным организациям и составляет от 25 до 49%.
На 1 ноября 2014 г. резидентами инновационного центра «Сколково» являются 1052 организации.
По данным Росстата и ФНС России, общее количество субъектов МСП, зарегистрированных на 1 января 2014 г., составляет 5,59 млн единиц.