Правительство России подготовило серьезные корректировки и дополнения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение нижней палаты парламента (№ 821534-6).
Законопроект вносит изменения во все статьи действующего Закона № 223-ФЗ, помимо этого закон будет дополнен еще двумя новыми статьями — ст. 3.1, устанавливающей требования к конкурентным способам закупки, и ст. 3.2 определяющей требования к закупкам в электронном виде.
В пояснительной записке к законопроекту правительство анонсирует, что целью его разработки является «расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии с Законом № 223-ФЗ».
Перечень конкурентных способов закупки будет исчерпывающим
В настоящее время Закон № 223-ФЗ, по сути, не регулирует процедуры закупок, а только обеспечивает раскрытие информации о них с использованием официального сайта www.zakupki.gov.ru. При этом порядок осуществления закупок определяется каждой компанией самостоятельно посредством разработки и утверждения положения о закупке. Законопроектом предлагается установить исчерпывающий перечень конкурентных способов осуществления закупок, а также основные требования к порядку осуществления закупки указанными способами (п. 2 ст. 3 и ст. 3.1). При этом также предлагается определить предельное значение начальной (максимальной) цены договора, до которого заказчики будут обязаны осуществлять закупки с использованием указанных способов. Такое предельное значение начальной (максимальной) цены договора будет устанавливаться Правительством РФ.
Отметим, что сейчас начальная (максимальная) цена договора установлена постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в размере 200 млн руб., в пределах этой суммы заказчики вправе осуществлять процедуры закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом законопроектом предусмотрена возможность видоизменения (конструирования) установленных способов закупок под конкретные потребности заказчиков с учетом определенных рамочных требований к каждой процедуре.
Стимулирование закупок в электронной форме и ограничение количества площадок
Неопределенность понятия «закупка в электронной форме» приводит к возможности осуществления заказчиками таких закупок, например посредством приема заявок на электронную почту. Следовательно, такие процедуры не являются прозрачными и конкурентными.
Законопроектом предлагается установить в Законе № 223-ФЗ понятие закупки в электронной форме (ст. 3.2).
По данным исследования, проведенного Минэкономразвития России, закупки отдельных видов юридических лиц в электронной форме обеспечиваются сейчас более чем 120 электронными площадками. Такое количество электронных площадок не позволяет обеспечить оптимальный контроль за соблюдением требований Закона № 223-ФЗ уполномоченным контрольным органом.
Неограниченное число электронных площадок вынуждает потенциальных участников закупок проходить аккредитацию на значительном количестве таких площадок, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых затрат.
Это значительно затрудняет доступ к закупкам субъектам малого и среднего предпринимательства, создает предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков.
В связи с этим законопроектом предлагается урегулировать вопрос о количестве электронных площадок, обеспечивающих проведение указанных электронных процедур закупок.
Также законопроектом предусмотрено право Правительства РФ определять объем закупок товаров, работ, услуг, которые заказчик обязан осуществить в электронной форме в годовом объеме закупок заказчика, и порядок расчета указанного объема.
Оптимизация закупок
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в ч. 2.1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, устанавливающих однозначное определение круга юридических лиц, которые вправе не руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ.
Также изменения в Закон № 223-ФЗ направлены на формирование единых закупочных политик холдинговых компаний. В частности, в него предлагается включить положения, позволяющие хозяйственным обществам, а также их дочерним хозяйственным обществам присоединяться к положению о закупке основных хозяйственных обществ.
В соответствии с принципом информационной открытости закупок, установленным ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик обязан размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг (извещение о закупке, документацию о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки), в том числе в случае закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В то же время при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) соблюдение заказчиком установленного требования о размещении на официальном сайте извещения и документации о закупке является формальным.
В связи с этим законопроектом предлагается исключить обязанность заказчика размещать на официальном сайте при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) документацию о закупке, протоколы, составленные в ходе закупки, проекты договоров.
Также законопроектом предусматривается сокращение в два раза объема отчетов, которые заказчики не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, должны размещать в единой информационной системе.
В целях совершенствования системы контроля закупок законопроектом увеличено количество случаев, в которых участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Так, в соответствии с законопроектом участник закупки вправе обжаловать факт осуществления заказчиком закупки товаров, работ, услуг с нарушением требований Закона № 223-ФЗ или не в соответствии с утвержденным и размещенным на официальном сайте положением о закупке такого заказчика.
Кроме того, законопроектом предлагается увеличить количество субъектов, действия которых могут быть обжалованы. Например, участник закупки вправе будет обжаловать действия комиссии по проведению закупок, специализированной организации, оператора электронной площадки.