Новая практика бизнеса обогащает муниципальную жизнь

| статьи | печать

Пробел в законодательстве о местном самоуправлении и в практике муниципального управления относительно хозяйственного взаимодействия муниципальных образований восполняют новые модели ведения бизнеса. Это показали дискуссии, прошедшие в Москве 2 июля на VI Международном форуме «Инвестиционные проекты России — 2015».

Сразу 15 муниципальных образований Приморского края становятся субъектами и объектами межмуниципальной хозяйственной кооперации в рамках проекта «Свободный порт Владивосток». Они составят единую территорию опережающего социально-экономического развития (ТОР). Это предусматривает законопроект, рассматриваемый в Государственной думе, сообщил заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев.

А уже на следующий день, перед уходом на каникулы, депутаты приняли в третьем, окончательном чтении законопроект о свободном порте Владивостоке. Теперь документ направляется в Совет Федерации. После подписания его президентом муниципальная практика получит прецедент возможностей хозяйственного взаимодействия сразу нескольких муниципальных образований.

У каждого муниципального образования будет своя специфика, но задача у всех одна — создание ТОР. С ее организацией все 15 муниципалитетов юга Приморья обретут статус свободной таможенной зоны и территорий беспошлинного хранения продукции. Уже сегодня доля экспортно-импортного грузооборота Находкинского промышленно-транспортного узла составляет 94,6% всего объема перерабатываемых грузов, Владивостокского — 90,6%, Хасанского — 75,3%. Эти логистические комплексы тоже войдут в новую ТОР.

По словам С. Качаева, ТОР — это продвинутая версия индустриального парка. Территории опережающего роста много шире и значительно функциональней. ТОР способны вместить в себя индустриальные парки, но не наоборот. В свою очередь, индустриальные парки — это возможное начало ТОР и кластеров. Возможное, потому что индустриальный парк жизнеспособен и в одиночестве. Так, в Якутии индустриальный парк «Кангалаcсы» становится основой одноименной ТОР.

В настоящее время на Дальнем Востоке действуют две ТОР в Хабаровском крае — «Дальэнергомаш» и «Авангард» и одна ТОР «Надежда» — в Приморском крае. На очереди еще шесть территорий опережающего социально-экономического развития в других дальневосточных регионах.

В результате Дальний Восток станет российской окраиной, на которой создаются конкурентоспособные условия на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона.

Чем недоволен ульяновский губернатор

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов удостоен национальной премии «За весомый вклад в развитие отрасли индустриальных парков». Казалось бы, радоваться надо, а он, получая награду, заявил, что «зарплата в 10 000—15 000 нас не устраивает», хотя в регионе «нет проблем с безработицей». Его также не устраивает, что МАИ (национальный исследовательский университет «Московский авиационный институт». — Прим. ред.) находится в столице, где нет авиационных производств, а единственная в стране авиапромышленная особая экономическая зона расположена на берегах Волги. В противовес авиационному вузу он привел пример национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Московский инженерно-физический институт. — Прим. ред.), ставшего мощным научно-образовательным ядром инновационного кластера в г. Димитровграде.

Премии губернатор удостоен за создание индустриального парка «Заволжье» в другом муниципальном образовании — г. Ульяновске, где на площади 706,2 га российские и зарубежные компании уже реализуют 19 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 44,6 млрд руб. Здесь создано 1050 новых рабочих мест и открыто производство:

  • низковольтного коммутационного оборудования;
  • систем автомобильной безопасности;
  • автомобильных и промышленных компонентов;
  • кухонных гарнитуров;
  • влажных и сухих кормов для домашних животных.

С выходом новых предприятий на проектную мощность совокупный объем выпуска продукции превысит 14 млрд руб.

В «Заволжье» действуют также пивоваренный завод, кондитерская фабрика, нанотехнологический центр. На площадку зашли станкостроительные компании DMG MORI и Hermle. В стадии реализации также проекты по производству:

  • лакокрасочной продукции;
  • пластиковой упаковки;
  • ПВХ-профиля для изготовления пластиковых окон;
  • сварочной проволоки;
  • автомобильных шин;
  • автокомпонентов.

Инвесторов не в последнюю очередь привлекла созданная здесь совместными действиями региональной и муниципальной власти инфраструктура — автомобильные и железные дороги, телекоммуникации, достаточные мощности электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения. В результате уже сегодня 1 руб. бюджетных вложений в инфраструктуру индустриального парка принес 18 руб. частных инвестиций и 7,55 руб. налоговых платежей.

Губернатор предложил сформировать федеральную программу локализации и развития индустриальных парков в стране с конкретной технологической и отраслевой направленностью с учетом накопленной практики. «Конкурировать за инвестора мы должны на внешнем рынке, а внутри страны инвестора надо направлять в те регионы, которые специализируются на том или ином направлении», — считает С. Морозов.

В каждом муниципальном образовании должна быть своя точка роста

Ульяновского губернатора активно поддержали зарубежные участники форума. Так, глава представительства Конфедерации предпринимателей и промышленников Турции TUSKON в России Али Тырнава заявил, что хватит говорить «есть дорога, есть инфраструктура», пора с инвестором вести конкретный разговор, что ему надо делать. По его словам, 75% турецкого экспорта составляет продукция малого и среднего бизнеса, и в России надо всемерно развивать малое и среднее предпринимательство. Сегодня в РФ ведут бизнес более 3000 турецких фирм. Их совокупный объем инвестиций в российскую экономику превышает 13 млрд долл. В общей сложности бизнес более 100 000 турецких компаний так или иначе связан с Россией.

По мнению представителя Восточного комитета немецкой экономики Алексея Савинского, возможно, подошла пора открыть федеральное агентство по привлечению иностранных инвестиций, которое будет работать по принципу «одного окна». Нужна структура, за которой стоит государство. Например, в ФРГ есть государственное агентство. «Оно ни у кого хлеб не отнимет — ни у торговых представительств, ни у бизнес-структур», — заявил А. Савинский. Наоборот, поможет и тем, кто ищет инвесторов, и тем, кто ищет адрес выгодного применения капитала. По его словам, уходит в прошлое вариант, когда на разных презентационных площадках регионы сменяли друг друга: с утра, к примеру, Калуга, перед обедом — Ульяновск, во второй половине дня — еще несколько субъектов РФ и муниципалитетов.

Ничего против конкуренции между регионами не имеет генеральный директор Корпорации развития Московской области Николай Милькис. И все же он за сотрудничество между соседними регионами и муниципалитетами, потому что такое взаимодействие помогает совместно решать вопросы размещения производств, в частности, индустриальных парков, и жилищного строительства для этого, особенно на приграничных территориях. «Каждое муниципальное образование вправе и должно иметь свою точку роста», — заявил представитель Подмосковья.

Статистика индустриальных парков в 2013—2015 гг.

Позиция

Годы


2013

2014

2015

Действующие индустриальные парки

36

45

48

Создаваемые индустриальные парки

44

56

72

Частные индустриальные парки

50

61

65

Государственные индустриальные парки

30

40

55

Общее количество резидентов во всех парках

958

1153

1674

Общая площадь производственных помещений, сдаваемых в аренду во всех парках, кв. м

3 410 644

3 956 095

4 061 832

Средняя стоимость аренды ­помещений, руб./кв. м в год

1800

2000

2000

ИСТОЧНИК: Ассоциация индустриальных парков

Показатели инвестиционной деятельности индустриальных парков

Инвестиционная деятельность

Показатель

Совокупный объем кредитных средств,
привлеченных в строительство

15,7 млрд руб.

Совокупные инвестиции в инфраструктуру ­индустриальных парков

119 млрд руб.

Суммарный объем привлеченных инвестиций
в производство

537 млрд руб.

Соотношение вложений в инфраструктуру
к вложениям в производство

1 руб. : 7,1 руб.

Средний удельный уровень инвестиций
в инфраструктуру

5,7 млн руб./га

Средний удельный уровень привлеченных ­инвестиций в производство

31 млн руб./га

ИСТОЧНИК: Ассоциация индустриальных парков