Рост цен, по ощущениям граждан, замедлился, однако последствия кризиса сказываются: уже более полугода четверть россиян отказывает себе в приобретении тех или иных продуктов и товаров. Об этом свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
По оценкам россиян, темп роста цен на основные категории товаров по сравнению с началом года замедлился и в целом соответствует показателям начала осени 2014 г. Первое место в списке продуктов по уровню инфляции занимает мясо. Однако если в январе этого года подорожание мясной продукции отмечали 89% граждан, регулярно совершающих покупки в магазинах, то к июню эта доля заметно снизилась — до 74%, что даже меньше значения сентября 2014 г. (85%). Индекс роста цен на мясо сегодня составляет 54 п. (против 77 п. в январе).
Большинство респондентов, занимающихся ведением хозяйства, также наблюдают подорожание молочных продуктов (70%) и овощей/фруктов (69%), показатели восприятия инфляции по данным товарам 48 и 46 п. соответственно. Также более половины опрошенных сообщают, что они стали больше платить за сахар (64%) — индекс 43 п. и макаронные изделия (62%) — индекс 41 п., хлеб (65%) — индекс 42 п.
Еще существеннее, по словам респондентов, рост на коммунальные услуги — соответствующий индекс в июне составил 51 п., 69% отмечают повышение стоимости этих услуг. Наименее ощутимым сегодня, как и в предыдущие месяцы, остается рост цен на бензин (индекс 39 п.) и на проезд в общественном транспорте (31 п.).
При этом за пять месяцев заметно выросла доля граждан, изменивших свое потребительское поведение в связи с экономическим кризисом. Так, с января по июнь стало больше тех, кто сообщил, что уже дольше шести месяцев покупает более дешевые, чем раньше, продукты и товары (рост с 22 до 32%) или вовсе отказался от приобретения некоторых вещей (с 21 до 29%). Другие делают это последние полгода (20 и 25% соответственно), а каждый десятый начал в последний месяц (8 и 8%).
Прочие антикризисные меры большинство наших сограждан еще не практиковали (а число тех, кто к ним обращается, практически не изменилось). Так, покупкой продуктов впрок и выращиванием собственных овощей и фруктов сегодня занимаются по 36% опрошенных. Также около трети респондентов (36%) ведут поиск более высокоплачиваемой работы или приработка, около четверти (28%) тратят сбережения на повседневные расходы. Другие берут деньги в долг у знакомых (25%), принимают от них безвозмездную помощь (23%) или же оформляют кредиты в банке (23%). Лишь около 10% делают накопления в валюте (11%), продают ценное имущество или личные вещи (7%).