Идея о регулировании деятельности лоббистов в России витает уже давно. Свою версию предложили депутаты и внесли в нижнюю палату парламента законопроект, направленный на регулирование отношений, складывающихся в процессе продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления, а также на легализацию данного процесса (№ 833158-6).
Продвижение интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления, влияние на государственную и муниципальную власть в целях принятия необходимых для развития бизнеса решений, или так называемый лоббизм, носят в нашей стране нецивилизованный характер и, по мнению разработчиков проекта, зачастую сводятся к коррупции, взяткам и откатам. Эксперты справедливо замечают, что «на Западе лоббизм действует в строгих законодательных рамках, тогда как в России лоббизм действует в условиях законодательного вакуума».
Внесенный в Госдуму законопроект призван урегулировать отношения, связанные с продвижением интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления, повысить открытость и прозрачность взаимодействия бизнеса и власти, способствовать декриминализации этого взаимодействия.
При этом под «продвижением интересов коммерческой организации или индивидуального предпринимателя в органах государственной власти и местного самоуправления» понимается как устное, так и письменное взаимодействие представителя интересов с должностным лицом органа государственной власти или местного самоуправления с целью оказания влияния на разработку и принятие нормативных актов, политических, экономических, административных и иных решений в интересах коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, от имени которых действует представитель интересов. Не будет признаваться продвижением интересов:
- публикация в печати;
- выступление в средствах массовой информации;
- предоставление информации по требованию государственного органа или органа местного самоуправления.
Представлять интересы лоббисты будут как индивидуальные предприниматели, занимающиеся лоббизмом на профессиональной основе и являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций представителей интересов.
Осуществлять свою деятельность, в депутатской модели, они будут на основе заключаемых в простой письменной форме с коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями гражданско-правовых договоров. Такой договор должен содержать конечную цель продвижения интересов, указание на должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления, с которыми предполагается взаимодействие представителя интересов в ходе «оказания услуг», размер денежного вознаграждения, а также наименование саморегулируемой организации представителей интересов, членом которой является лоббист, и место ее нахождения.
Проектом предусмотрены ограничения, согласно которым лоббистом не может быть лицо, не достигшее восемнадцати лет, гражданин иностранного государства, лицо без гражданства или с двойным гражданством, недееспособное лицо, состоящее на учете в психоневрологическом учреждении, а также лицо, признанное ограниченно дееспособным по решению суда, лицо, имеющее судимость за уголовное преступление, лицо, занимающее должность в органе государственной власти или местного самоуправления, а также лицо, занимавшее должность в органе государственной власти или местного самоуправления, в течение одного года после прекращения своих полномочий, выхода в отставку или увольнения с указанной должности, либо эксперт, консультант и иной специалист, работающий по контрактам и договорам с органом государственной власти или местного самоуправления.
Государственное регулирование деятельности по продвижению интересов и деятельности саморегулируемых организаций представителей интересов в части надзора и нормативно-правового регулирования предлагается делегировать федеральному органу исполнительной власти. Его должно будет определить Правительство РФ. В соответствии с законопроектом этот федеральный орган должен будет разрабатывать государственную политику в сфере деятельности по продвижению интересов, заниматься нормативно-правовым регулированием данной сферы, а также вести единый государственный реестр саморегулируемых организаций представителей интересов и надзирать за выполнением саморегулируемыми организациями представителей интересов требований законодательства.
Большое внимание в законопроекте уделяется статусу, функциям и членству в саморегулируемых организациях представителей интересов. К функциям саморегулируемых организаций представителей интересов отнесены разработка и утверждение стандартов и правил деятельности по продвижению интересов, правил деловой и профессиональной этики представителей интересов, разработка и утверждение правил и условий приема и исключения из членов саморегулируемой организации представителей интересов, установление размера членских взносов и порядка их внесения, контроль за осуществлением их членами деятельности по продвижению интересов в части соблюдения ими требований законодательства, определение стандартов и правил деятельности по продвижению интересов, а также правил деловой и профессиональной этики представителей интересов, ведение реестра членов саморегулируемой организации, предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, и иные предусмотренные проектом функции.
Для должностных лиц органов власти установлена обязанность взаимодействовать с представителем интересов в порядке, установленном проектом, и каждые шесть месяцев отчитываться о взаимодействии, а также каждый месяц размещать на сайте соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления в интернете информацию об этом.
За нарушение законодательства лоббистов будут привлекать к уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности. Правда, пока такая ответственность не установлена, так что для того чтобы наказывать нерадивых лоббистов, потребуется доработка законодательства. Отвечать будут не только «защитники интересов», но и должностные лица органов власти.