Суммовые разницы ушли, а вопросы остались

| статьи | печать

Письмом от 26.06.2015 № ГД-4-3/11191 ФНС России направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе письмо Минфина России от 14.05.2015 № 03-03-1027647. В нем специалисты финансового ведомства разъяснили спорные моменты применения Федерального закона от 20.04.2014 № 81-ФЗ, который исключил из главы 25 НК РФ понятие суммовых разниц1.

Поскольку с 1 января 2015 г. в налоговом учете больше не используется понятие «суммовые разницы», возникает вопрос: как вести учет доходов, расходов, требований, обязательств, выраженных в иностранной валюте, положительных (отрицательных) курсовых разниц, а также разниц, возникающих при дооценке (уценке) требований и обязательств, если сделки, в результате которых возникают требования (обязательства), совершены до 1 января 2015 г.?

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2014 № 81-ФЗ доходы и расходы в виде суммовой разницы, возникшие у компании по сделкам, заключенным до 1 января 2015 г., учитываются по правилам, действовавшим до вступления в силу поправок в НК РФ. Но что для целей налогообложения прибыли означает понятие «сделка»? Ведь под двусторонней сделкой можно понимать сам факт заключения договора, а можно и выполнение соответствующих договору хозяйственных операций.

Минфин России внес ясность в то, как правильно определять дату совершения сделки и, соответственно, как квалифицировать возникающие разницы (как суммовые или курсовые). Финансисты указали, что Налоговым кодексом не установлены особенности применения термина «сделка» для целей налогообложения. Поэтому в этом случае следует обратиться к гражданскому законодательству. Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. То есть в гражданском праве сделка — это и само заключение договора (когда возникают обязательства между поставщиком и покупателем поставить и, соответственно, требовать поставить товар), и сам факт поставки товара, когда у покупателя появляется обязанность оплатить товар, а у поставщика — требовать оплату.

По мнению специалистов финансового ведомства, с точки зрения налогового учета и отражения суммовой разницы по уже совершенным сделкам, моментом совершения сделки необходимо считать дату возникновения у сторон кредиторской и дебиторской задолженности. Исходя из этого, операции, в результате которых до 1 января 2015 г. возникла кредиторская или дебиторская задолженность, необходимо учитывать, исходя из правил, действовавших до изменений налогового законодательства, применяя понятие суммовой разницы. Если же сделки, в результате которых возникают кредиторская и дебиторская задолженности, совершены после 1 января 2015 г., то разницы необходимо учитывать в виде курсовой разницы.


1 Подробнее о старых и новых правилах учета договорных обязательств в у. е. читайте в «БП», 2014, № 20.