Нарушение специального сокращенного срока обращения в таможню для возврата излишне уплаченных таможенных платежей в административном порядке (один год) не препятствует обращению в суд с тем же требованием в пределах общего срока исковой давности (три года). Такой вывод сделал Верховный суд РФ в Определении от 22.06.2015 по делу № А62-554/2014.
Суть дела
Общество подало в таможенный орган декларацию с исчисленными таможенными платежами. Таможенный орган (далее также — таможня) отказал в выпуске товаров по данной декларации, однако списал с авансового счета общества указанную в декларации сумму. Затем таможня выпустила товары по другой таможенной декларации, по которой также списала платежи со счета общества. Таким образом, за одни и те же товары общество оплатило таможенные платежи дважды.
Через год и несколько месяцев после первого списания общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм. Но получило отказ в связи с пропуском специального срока давности для возврата пошлин и налогов, предусмотренного ч. 2 ст. 148 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ).
Судебное разбирательство
Получив отказ, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате тех же сумм в пределах общего срока исковой давности (три года). Однако суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований по тем же причинам, со ссылкой на ч. 2 ст. 148 Закона № 311-ФЗ. Кроме того, суд сослался на позицию Конституционного суда РФ, изложенную в Определении от 05.03.2013 № 413-О, напомнив, что предусмотренное таможенным законодательством правило о невозможности возврата излишне уплаченных таможенных платежей по истечении годичного срока не может рассматриваться как влекущее нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан, поскольку для лиц, внесших такие платежи, не исключается возможность произвести их возврат в установленный законом срок. При этом суд проигнорировал позицию, изложенную КС РФ в Определении от 21.06.2001 № 173-О, о праве налогоплательщика (плательщика таможенных сборов) на судебную защиту, обратив внимание лишь на регулирование правил начала течения срока давности (ст. 200 ГК РФ).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что общество своевременно не проявило разумной заботливости относительно принадлежащих ему денежных средств и своих прав путем предъявления требований к таможенному органу. Кроме того, общество в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не подтвердило наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению установленного порядка по возврату таможенных платежей с даты отказа в выпуске товаров. Также суд указал, что установление не ограниченной по времени возможности для лиц, уплативших платежи, принимать решения об их возврате означало бы возложение на государство избыточной обязанности по бессрочному учету и контролю невостребованных сумм денежных средств, перечисленных на счета Федерального казначейства, а также несению обусловленных ею дополнительных финансовых обременений.
Суд апелляционной инстанции по жалобе общества решение нижестоящего суда отменил и обязал таможню возвратить обществу переплаченные таможенные платежи в полном объеме. При этом апелляция указала, что порядок возврата излишне уплаченных налоговых (подп. 5 п. 1 ст. 21, п. 1, 6, 7 ст. 78 НК РФ) и таможенных платежей аналогичен, за исключением специальной нормы ст. 148 Закона № 311-ФЗ о годичном сроке. Поэтому определяющей в спорных правоотношениях апелляция посчитала позицию Конституционного суда РФ о применении норм ст. 78 НК РФ о порядке возврата плательщиком налогов (пошлин) в Определении КС РФ от 21.06.2001 № 173-О. КС РФ разъяснил, что плательщик может реализовать право на возврат излишне уплаченных сумм в административном порядке, обратившись в соответствии со ст. 78 НК РФ в налоговый орган. В то же время, в случае пропуска указанного срока эта норма не препятствует обращению в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу о праве общества обратиться с имущественным требованием о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины в течение общего срока исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ), с момента, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ), как о праве на судебную защиту.
Суд кассационной инстанции, напротив, оставил в силе решение суда первой инстанции и отменил постановление апелляции. При этом кассация рассматривала нарушение обществом сроков только в рамках административной процедуры, в соответствии с таможенным и налоговым законодательством. Кассация указала, что к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, другим финансовым и административным отношениям гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ). А значит, правильным является применение специальной нормы об особом сроке для возврата платежей (один год).
Позиция Верховного суда РФ
ВС РФ отменил постановление кассации, указав, что в Законе № 311-ФЗ установлена административная процедура возврата таможенных платежей и налогов в случае их излишней уплаты и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с заявлением в таможенный орган.
Вместе с тем закрепление срока для возврата таможенных пошлин и налогов не препятствует лицу обратиться в суд с иском о возврате излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства при пропуске этого срока. Право на обращение в суд наряду со внесудебным порядком урегулирования должно обеспечиваться государством и направлено на признание, соблюдение и защиту права частной собственности (ст. 2, ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).
В таможенном законодательстве отсутствуют положения, устанавливающие срок для обращения в суд с требованием о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Тем самым такое требование рассматривается с применением общих правил исчисления срока исковой давности и продолжительности срока исковой давности в три года (п. 1 ст. 200 и ст. 196 ГК РФ).
На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал КС РФ (определения от 21.06.2001 № 173-О, от 03.07.2008 № 630-О-П).
К сведению
Сходным образом в судебной арбитражной практике разрешаются вопросы, связанные с исчислением сроков на возврат в судебном порядке излишне уплаченных и взысканных налогов и сборов. За одним исключением: в них речь идет не о сроке для обращения с заявлением (он одинаковый как для административного порядка, так и для судебного — три года), а о моменте, с которого этот срок начинает исчисляться. Пункт 7 ст. 78 НК РФ устанавливает, что срок для подачи заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога исчисляется со дня уплаты указанной суммы. Однако при пропуске установленного данной статьей срока это правило не является препятствием для возврата излишне уплаченной суммы налога путем обращения в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства по правилам исчисления общего срока исковой давности — то есть со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения ВАС РФ от 24.06.2014 № ВАС-7609/14 по делу № А40-35400/2013, ВС РФ от 15.05.2015 № 309-КГ15-6254 по делу № А34-3535/2014).
Однако эта норма не распространяется на случаи, когда налогоплательщик узнал о факте переплаты за пределами трехлетнего срока, предшествующего обращению в арбитражный суд с заявлением о возврате спорной переплаты. Руководствуясь положениями ст. 21, 78, 79 НК РФ, в таких случаях суды приходили к выводу о пропуске заявителем срока давности для обращения в суд с заявлением о возврате (см. определения ВАС РФ от 17.10.2013 № ВАС-13848/13 по делу № А55-30105/2012, от 06.02.2014 № ВАС-487/14 по делу № А75-7444/2012).
При этом в отношении возврата излишне взысканного налога противоречий нет. В НК РФ прямо сказано, что исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (ст. 79 НК РФ).