Фактическое снижение промышленного производства в январе — мае нынешнего года оказало влияние на оценки делового климата, которые дали руководители компаний в июне. Большинство индексов предпринимательского оптимизма, рассчитываемых экспертными центрами и бизнес-объединениями, показали отрицательную динамику. Утешает одно: прогнозы «капитанов индустрии» на будущее остаются позитивными.
Индекс промышленного производства в январе — мае 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 97,7%. В мае текущего года по сравнению с последним месяцем весны 2014 г. он равнялся 94,5%, а по отношению к апрелю 2015 г. — 98,6%. В общем, данные Росстата продемонстрировали сплошной негатив. (Показатели за 1-е полугодие — см. «Промышленный спад замедлился»).
Экспертные центры: индустрия «дрейфует»
На этом фоне наиболее прилично (по нынешним временам, конечно) выглядит индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), рассчитываемый на основе опросов «директорского корпуса» тем же Росстатом. Его значение по сравнению с маем не изменилось, составив –7%. Следует отметить, что ИПУ на этом уровне стоит четвертый месяц подряд.
Июньский ИПУ, по мнению ученых ВШЭ, сигнализирует, что в начале лета промышленность продолжила свой стагнационно-рецессионный «дрейф». Более половины (58%) респондентов посчитали, что спрос на их продукцию находится на нормальном уровне, а 40% сообщили, что он был ниже нормального.
Рост объемов отгруженной продукции по сравнению с маем зафиксировали лишь 16% опрошенных руководителей компаний. О сохранении майских объемов отгрузки сообщили две трети респондентов.
Сокращение численности занятых наблюдалось на 16% предприятий (в пределах средних значений за последний год). Только в 8% компаний был зафиксирован рост занятости по сравнению с маем.
Лишь 5% топ-менеджеров оценили текущую экономическую ситуацию на своих предприятиях как благоприятную. Почти четверть констатировали неудовлетворительность ситуацией, а 72% участников опроса сообщили об удовлетворительном положении.
Вместе с тем впервые за последние пять месяцев участники опроса Росстата дали относительно положительные оценки ближайших перспектив деятельности своих предприятий. Причем позитивные ожидания характерны практически для всех ключевых показателей компаний, кроме численности занятых и финансовой составляющей.
Немного более негативную картину показывает индекс промышленного оптимизма (ИПО), который рассчитывают эксперты Института экономической политики им. Егора Гайдара. В июне руководители промышленных предприятий, по их оценке, почувствовали холодное дыхание кризиса. Пока, впрочем, только в динамике спроса и динамике выпуска. Негативные изменения этих двух показателей привели к росту неудовлетворенности текущими объемами продаж. Однако другие компоненты индекса не претерпели резких кризисных изменений.
Фактическая динамика продаж стала оцениваться все большим количеством предприятий как снижение даже после предшествующей затяжной стагнации, которая, скорее всего, приучила промышленность менее строго оценивать изменения спроса и далеко не каждое его снижение квалифицировать как падение, а меньшие изменения в сторону роста, наоборот, оценивать как увеличение. Но сейчас, похоже, терпению промышленности пришел конец. И июньский (2015 г.) баланс ответов (темп роста спроса) после очистки от сезонности оказался шестилетним (с середины 2009 г.) минимумом.
В целом же ИПО стал отрицательным, но не достиг пока своих худших межкризисных значений. Причем индекс прогнозов промышленности остался в плюсе, снизившись в июне лишь на несколько пунктов.
Планы выпуска продукции на промышленных предприятиях последние три месяца выглядят очень оптимистично. Промышленники, похоже, все никак не могут поверить в начавшийся в отрасли кризис.
Только прогнозы спроса ухудшились в июне на 4 пункта, но еще не опустились до худших значений, полученных в начале 2015 г., когда ожидания кризиса были в экономике гораздо сильнее.
Бизнес-объединения: промышленность падает
Значение сводного индекса, который определяют аналитики Российского союза промышленников и предпринимателей, в июне упало на 6,5 п., составив 40,6 п. Все без исключения составные компоненты индекса показали снижение.
Индекс личных оценок состояния делового климата потерял 13,6 п., его значение в первом месяце лета равнялось 32 п. Более трети (37%) участников опроса убеждены, что состояние деловой среды ухудшилось, 48% дали ответ, что оно не изменилось по сравнению с маем, и 9% считают, что деловой климат улучшился.
Индекс инвестиционной и социальной активности после возвращения в мае в позитивную зону снизился в июне на 9,6 п. (до значения 44,5 п.). Доля компаний, осуществлявших инвестиционные проекты, сократилась на 7 п.п. и составила 42%. По сравнению с маем, компании стали реже нанимать новых сотрудников (здесь доля уменьшилась на 10 п.п.). Процент организаций, увольнявших персонал, тоже снизился с 25,5% в мае до 18% в июне. Меры по сокращению рабочего времени для оптимизации своих издержек использовали за последний месяц 22% компаний (+6,3 п.п., если сравнивать с данными за май).
Социальные программы для работников действуют в 61% организаций — участников опроса, тогда как в мае их доля была 68,6%. Процент компаний, которые ведут иные социальные программы, составил 44% против майского значения 60,8%.
Индикатор «новые заказы на продукцию/услуги» снизился на 1 балл, он по-прежнему находится в негативной зоне со значением 48,5 п.
Индекс рынка производимой продукции в первый месяц лета упал на 3 п. (до значения 42,1 п.). Респонденты чаще, чем в мае, отвечали, что спрос стал ниже — как в целом в своей отрасли, так и на продукцию/услуги самих компаний. Тут индикаторы потеряли, соответственно, 7,8 и 4,3 п.
Экономические настроения предпринимателей свидетельствуют о кризисной ситуации в промышленности, показывает федеральный барометр «Деловой России». Индекс предпринимательских настроений во II квартале 2015 г. оказался на рекордно низком за последние пять лет уровне. Он составил 91,8%, приблизившись к значениям кризисного 2009 г.
В июне 2015 г. продолжилось сокращение спроса на продукцию, снижение выпуска продукции и ухудшение экономической ситуации. Наряду с этим продолжилось дальнейшее ухудшение финансового состояния предприятий и сокращение численности занятых в промышленности.
Главные проблемы, с которыми, по оценке экспертов «Деловой России», столкнулись средние промышленные предприятия, — ухудшение финансового состояния у большинства участников рынка и растущая неопределенность в оценке экономической ситуации. Эти факторы замедляют инвестиционную активность частного промышленного бизнеса. Опасение делать инвестиции, которые могут не завершиться реализованным проектом из-за инфляционных, курсовых и других рисков, заставляют предпринимателей жить сегодняшним днем, не задумываясь над стратегической перспективой своих предприятий.