Осенью все поликлиники столицы должны заработать в новом режиме. Многие амбулаторно-поликлинические учреждения уже и так последние полгода работают в новых условиях. Эти изменения связаны с внедрением пилотного проекта, призванного оптимизировать нагрузку на медиков, работающих в условиях многопрофильных лечебных учреждений. Отныне терапевты не делят рабочий день на приём в кабинете и поход по вызовам. Приёму больных теперь посвящается весь день, что позволяет принять вдвое больше людей. Соответственно, эффективно повышается доступность медицинской помощи. Записаться к врачу можно в течение дня, попасть на приём — в течение одного-двух дней. К тем, кто нуждается в помощи на дому, выезжает бригада. Команда медиков имеет с собой мобильный кардиограф, оптимальный набор медикаментов. «Медики на колесах» полномочны ставить диагноз пациенту, как это делал в прежних условиях участковый врач, и даже выписывать больничный лист. Форма взаимодействия врачей только отрабатывается. В идеале отрабатывается вариант, когда врачи мобильных бригад с помощью современных средств связи из квартиры пациента смогут вызывать нужного узкого специалиста — кардиолога, эндокринолога, уролога и т.д., с которым в режиме видеоконференции они смогут обсудить картину заболевания, уточнить диагноз и варианты лечения. В этом разговоре может принять участие и пациент. Таким образом, планируется возможность создания врачебного консилиума в режиме онлайн. Для этого уже с сентября планируется обеспечить всех врачей планшетами.
С введением этого режима может разрешиться еще одна проблема — возможность попасть на приём к узкому специалисту. Достаточно будет прийти к терапевту, который свяжется с коллегой для обсуждения врачебной ситуации. Если выяснится, что подробная консультация у узкого специалиста необходима, терапевт выдаст больному «красный талон» с пометкой «срочно».
Преобразования в поликлиниках коснулись и среднего медицинского звена. Медсёстры вышли из кабинетов на сестринские посты и к инфоматам. Сегодня медсёстры выписывают рецепты на льготные лекарства, направляют пациентов на медико-социальную экспертизу, выдают необходимые справки. Медсёстры встречают больного, пришедшего записаться на приём, связываются с врачом и намечают пациенту углубленный маршрут обследования. Таким образом, на приём к доктору больной приходит со всеми необходимыми анализами.
«Эти новшества нам во многом подсказаны москвичами в ходе краудсорсинг-проекта „Московская поликлиника“, — говорит руководитель департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун. — Мы намерены и в дальнейшем координировать свои усилия по улучшению работы поликлиник с пожеланиями москвичей».
Он уверен также, что стандарт московской поликлиники со временем станет эталоном высокого качества, доступности и эффективности медицинской помощи не только в столице.
С июля сервис онлайн-опросов пациентов позволил москвичам, оставившим адрес электронной почты на портале городских услуг, после визита к доктору получить письма от главврача медучреждения с просьбой оценить результат приёма, а также чистоту и порядок в поликлинике по пятибалльной шкале.
Благодаря этому виду сервиса столичные власти рассчитывают следить за реальным отношением горожан к работе поликлиник и дать последним стимул к совершенствованию. Сейчас пациентам в день рассылают 40 000 писем, а ответ приходит на каждое пятое. Предполагается, что со временем активность пациентов должна возрасти, поскольку ещё не все узнали о сервисе.
На портале государственных услуг столицы открылся и второй сервис. Благодаря ему москвичи могут в режиме онлайн узнать насколько доступна медпомощь в любой поликлинике города, понять, на какой день идёт запись к нужному врачу. Для этого достаточно зайти на главную страницу портала и открыть окно «Оказание медицинской помощи в Москве».
«Раньше этой системой пользовались только главные врачи поликлиник и руководство департамента здравоохранения, — объясняет А. Хрипун. — Теперь же любой москвич может оценить степень загруженности поликлиники, наличие жалоб, посмотреть, кто из пациентов и чем недоволен в её работе. Информация обновляется каждый час».
Мэр города Москвы Сергей Собянин поставил перед руководителями столичного здравоохранения основную задачу: время ожидания приёма должно быть в пределах 40 минут. Градоначальник считает также, что все столичные жители должны иметь объективное представление о работе поликлиники, для того чтобы самим выбрать для себя и своей семьи лучшую. «Запуск сервисов повысит мотивацию для хорошей работы всех поликлиник, — утверждает мэр. — Пока речь идёт о первичном звене, через какое-то время мы выйдем на второй уровень медицинской помощи — по узким специалистам и будем дальше распространять эту систему, до того момента, когда москвичи получат возможность оценивать любое звено московского здравоохранения».