Каков порядок применения ставки 0% индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН в отношении деятельности в производственной, социальной и научной сферах?
Налоговая ставка в размере 0% может устанавливаться законами субъектов Российской Федерации только для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).
При этом п. 6 ст. 346.21 НК РФ установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу в соответствии с УСН производится по месту жительства индивидуального предпринимателя.
Учитывая изложенное, налоговую ставку в размере 0% по УСН может применять только впервые зарегистрированный после вступления в силу соответствующего закона субъекта Российской Федерации индивидуальный предприниматель, вставший на учет в качестве налогоплательщика по УСН в налоговом органе по месту жительства на территории того субъекта Российской Федерации, законом которого установлена данная налоговая ставка.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 17.06.2015 № 03-11-09/34969)
Признается ли индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, в качестве стороны контролируемой сделки, которая освобождена от уплаты налога на прибыль, для целей подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ?
Подпунктом 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ предусмотрено, что сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой в случае, если хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей.
Применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Таким образом, под освобождением от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль в целях подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ возможно понимать
в том числе освобождение от данных обязанностей в связи с применением УСН.
Освобождение от обязанности уплачивать налог на прибыль предполагает наличие у лица такой обязанности в соответствии со ст. 246 НК РФ и допускается исключительно в отношении плательщиков налога на прибыль — организаций. Физическое лицо не может быть освобождено от обязанности уплачивать налог на прибыль организаций, поскольку не является плательщиком налога на прибыль организаций.
Таким образом, индивидуальный предприниматель не может рассматриваться в целях подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ в качестве стороны сделки, которая освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 01.06.2015 № 03-01-18/31603)
Каков порядок учета дошкольной образовательной организацией, применяющей УСН, субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов?
При применении УСН не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ (ст. 346.15 НК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов.
Подпункт 3 п. 2 ст. 251 НК РФ определяет, что к целевым поступлениям относятся суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческой организацией.
К образовательным организациям относятся некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности на основании лицензии; дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п. 18 ст. 2, п. 1 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные дошкольной образовательной организацией из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и не учитываются при определении налоговой базы при УСН.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 01.06.2015 № 03-11-03/2/31600)
Каков порядок обложения НДС услуг МУП, применяющего УСН, по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения?
При предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендаторы данного имущества признаются налоговыми агентами. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Что касается услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, то в отношении таких услуг особенностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость НК РФ не предусмотрено. В связи с этим при оказании услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, плательщиками НДС являются эти предприятия.
В то же время организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Таким образом, при оказании муниципальными унитарными предприятиями, применяющими УСН, услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, НДС не исчисляется.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 19.05.2015 № 03-07-11/28498)
Вправе ли организация, применяющая УСН с объектом «доходы минус расходы», учитывать для целей налогообложения расходы на оплату стоимости подписки на периодические издания?
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы могут учитывать расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом следует иметь в виду, что перечень расходов, указанный в названном пункте, носит закрытый характер, и такие расходы, как оплата стоимости подписки на периодические издания, в нем не предусмотрены.
Таким образом, указанные расходы в состав расходов, уменьшающих налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения, не включаются.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 07.05.2015 № 03-11-03/2/26501)
Каков порядок учета налогоплательщиком, применяющим УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», стоимости продуктов, используемых для приготовления блюд и напитков в кафе?
Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на сумму материальных расходов. Состав материальных расходов определяется ст. 254 НК РФ (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Подпунктом 1 п. 1 ст. 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов) учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Таким образом, стоимость полученных и оприходованных налогоплательщиком сырья и материалов в виде продуктов, используемых для приготовления блюд и напитков в кафе, учитывается при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на дату их оплаты поставщику независимо от факта их списания в производство.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 29.04.2015 № 03-11-11/24918)
Учитывается ли в составе доходов КФХ, применяющего УСН с объектом «доходы минус расходы», субсидия, полученная из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв, в расчете на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур?
Налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Согласно подп. 14 п. 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное, в частности, в виде субсидий бюджетным и автономным учреждениям.
В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, к которым относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
Кроме того, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ определено, что получателями бюджетных средств являются орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение.
Таким образом, денежные средства в виде субсидии, полученной крестьянским (фермерским) хозяйством из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, как внереализационные доходы.
При этом следует иметь в виду, что при объекте налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, на покрытие которых предоставлялись субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Поэтому дополнительного налогообложения данных субсидий не происходит.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 29.04.2015 № 03-11-11/24751)
Вправе ли индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом «доходы», не производящий выплаты физическим лицам, уменьшить сумму налога за 2014 г. на страховые взносы в фиксированном размере за 2014 г.?
Подпунктом 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ предусмотрено уменьшение суммы налога (авансовых платежей по налогу), исчисленной за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие УСН, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере единовременно за текущий календарный год в полном объеме или частями в течение календарного года.
Окончательная уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа должна быть произведена не позднее 31 декабря календарного года, кроме случаев прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 2 и 8 ст. 16 указанного закона).
Таким образом, индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения в виде доходов, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, может уменьшить сумму налога, исчисленного за 2014 год, на сумму фиксированного платежа, уплаченного не позднее 31 декабря 2014 г.
(Источник: ПИСЬМА Минфина России от 28.04.2015 № 03-11-11/24386, № 03-11-11/24377, № 03-11-11/24393, от 24.04.2015 № 03-11-11/23599)
Полные тексты писем можно заказать в редакции.