Основные цели социально-экономической стратегии России на период до 2020 г., разработкой которой занимались ведущие ученые страны, воплотить в жизнь власти не удалось. Сейчас правительство приступило к подготовке новой стратегии — до 2030 г., которая будет разрабатываться на основе профильного федерального закона. Он предусматривает обязательное участие в разработке стратегии чиновников высшего уровня и даже (!) определенную ответственность за ее исполнение.
Стратегию-2020 разрабатывала команда ведущих ученых России под руководством ректора РАНХиГС Владимира Мау и ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова. Многие прогнозы, данные ими на финальной стадии подготовки документа, сбылись с высокой степенью точности.
Так, в качестве базового на ближайшие годы они предложили рассматривать «сценарий ухудшения внешних условий развития российской экономики». При этом эксперты предупреждали, что «в инерционном сценарии, основанном на использовании старой модели роста, следует ожидать затухания темпов роста в силу замедления темпов роста внутреннего спроса и ограниченных возможностей повышения производительности труда». А в случае активного стимулирования спроса и кредитования, по их мнению, нам предстоит увидеть формирование нового «пузыря», грозящего новым кризисом во второй половине 2010‑х гг.
На практике все так и произошло, только экономический кризис начался пораньше, в результате обострения геополитической обстановки, введения санкций западных стран и искусственного понижения цен на мировом рынке нефти.
В 2012 г. ученые считали, что предотвратить надвигающийся кризис можно, если развитие России будет базироваться на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой социальной политике. Они предполагали, что можно осуществить маневр, призванный задействовать факторы конкурентоспособности, которые были недоиспользованы в прошлом периоде. Помимо наличия природных ресурсов и большого внутреннего рынка (факторов конкурентоспособности, задействованных в прежней модели экономического роста), это еще и относительно высокое качество человеческого капитала, и определенный научный потенциал.
Многие рекомендации экспертов, в частности предложение снизить бюджетные расходы на военные цели в пользу расходов, которые будут стимулировать экономический рост, — на образование, здравоохранение, науку и пр. были выполнены руководством страны, что называется, с точностью до наоборот.
Стратегия-2030 будет разрабатываться на основе Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Он дает следующее определение стратегии социально-экономического развития РФ: «Документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации».
Впечатляет список участников стратегического планирования на федеральном уровне: президент страны, Федеральное Собрание, правительство, Совет безопасности, Счетная палата, Центральный банк, федеральные органы исполнительной власти.
Министру Михаилу Абызову совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти правительство поручило создать рабочую группу с участием членов Экспертного совета при Кабинете министров. Она должна подготовить предложения по структуре, перечню направлений, ресурсному обеспечению и плану подготовки стратегии социально-экономического развития России до 2030 г.
Предварительная работа над проектом Стратегии-2030 будет вестись как минимум полгода.