Росфиннадзор будет по-новому проверять аудиторов

| статьи | печать

В Минэкономразвития России на ОРВ представлен проект приказа Минфина России о внесении изменений в Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (далее — Административный регламент)1. До 20 августа 2015 г. проект проходит внутреннюю экспертизу. Помимо поправок, касающихся стилистики и терминологии документа, вносятся существенные изменения в сроки уведомления о начале и продлении проверок, а также в программу их проведения.

Как следует из пояснительной записки к проекту, его главная цель — привести Административный регламент в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ).

Прежде всего, уточняются ссылки на нормативные правовые акты, регулирующие исполнение государственной функции. Из подпунктов 3 и 4 п. 7 Административного регламента исключаются ссылки на недействующие НПА и вводится актуальная ссылка на постановление Правительства РФ от 04.02.2014 № 77 «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (подп. 3 п. 7 Административного регламента).

Также уточняется терминология в части применения мер воздействия в отношения аудиторской организации (по всему тексту регламента применительно к мерам воздействия исключается слово «дисциплинарные»).

Дополняется перечень территориальных управлений Росфиннадзора, уполномоченных на осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций — вводится новое управление по Республике Крым (п. 79 приложения 1 к Административному регламенту).

Кроме того, уточняются сроки уведомления Росфиннадзором аудиторской организации о начале проведения и продлении проверки.

И наконец, «антикоррупционным» пунктом дополняется Перечень типовых вопросов программы проверки качества работы аудиторской организации.

На двух последних блоках изменений остановимся подробнее.

Назначение проверки

Основные поправки вносятся в раздел III «Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения» Административного регламента.

Согласно новой редакции подп. 4 п. 31 Административного регламента проверяющие обязаны уведомить СРО аудиторов о проведении проверки аудиторской организации, которая является членом такой СРО, в пределах максимального срока, указанного в п. 26 Административного регламента, для административной процедуры, но не менее чем за один рабочий день до начала проведения проверки. Сейчас такое уведомление необходимо сделать не менее чем за один рабочий день до начала проведения проверки.

Что касается уведомления самой проверяемой аудиторской организации о назначении проверки, такое уведомление также необходимо сделать в пределах максимального срока, указанного в п. 26 Административного регламента, для административной процедуры, но не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения, а в случае проведения внеплановой выездной проверки — не менее чем за 24 часа до начала ее проведения (новая редакция подп. 5 п. 31 Административного регламента). Сейчас данная норма гласит, что проверяемую аудиторскую организацию уведомляют о проведении проверки не менее чем за один рабочий день до начала ее проведения.

Изменения затронут и п. 52 Административного регламента. В нем приведено описание административного действия по уведомлению проверяемой аудиторской организации о проведении проверки. Оно, как следует из новой редакции данной нормы, заключается:

  • во-первых, в подготовке в соответствии с правилами делопроизводства в центральном аппарате Росфиннадзора (правилами делопроизводства территориального управления) письма Росфиннадзора (территориального управления) в аудиторскую организацию о проведении плановой выездной или документарной проверки не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения, а в случае проведения внеплановой выездной проверки — не менее чем за 24 часа до начала ее проведения;
  • во-вторых, в отправке данного письма заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверяемой аудиторской организации. К уведомлению аудиторской организации о проведении проверки прилагается заверенная печатью Росфиннадзора (территориального управления) копия приказа Росфиннадзора (территориального управления).

Как уже было сказано, сейчас аудиторскую организацию уведомляют о проведении плановой или внеплановой выездной или документарной проверки не менее чем за один рабочий день до начала ее проведения.

В новой редакции подп. 2 п. 61 Административного регламента уточняется, что проверяющие проставляют служебные отметки на удостоверении на проведение выездной проверки о получении руководителем, иным должностным лицом или уполномоченным представителем аудиторской организации заверенной печатью Росфиннадзора (территориального управления) копии соответствующего приказа. Из действующей редакции данной нормы формально следовало, что получить такую копию мог только руководитель проверяемой аудиторской организации.

Продление проверки

Новая редакция п. 91 Административного регламента затрагивает процедуру уведомления проверяемой аудиторской организации о продлении срока проверки.

Проверяющие будут обязаны уведомить проверяемую организацию не позднее последней даты окончания проверки, направив копию соответствующего приказа о продлении срока проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты направления такой копии. Сейчас названная норма гласит, что приказ о продлении срока проверки доводится до проверяемой аудиторской организации в порядке, аналогичном порядку, установленному для уведомления о проведении проверки.

Меры воздействия

Административное действие по вынесению решения о применении меры воздействия, принятого в отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, заключается в подготовке и принятии одного из решений, указанных в п. 124 Административного регламента. В этом пункте изменения затрагивают подп. 3 и 4, кроме того, вводится новый подп. 5.

Так, в подп. 3 п. 124 уточняется, что обязательное для исполнения СРО аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписание о приостановлении членства такой аудиторской организации в данной СРО выдается на срок до устранения такой аудиторской организацией выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства. Сейчас в данной норме ничего не говорится о сроке для устранения нарушений.

Согласно предлагаемой редакции подп. 4 п. 124 вместо вынесения обязательного для исполнения СРО аудиторов членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания об исключении такой аудиторской организации из СРО аудиторов, будет выноситься предписание об исключении сведений о такой аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Согласно новому подп. 5 п. 124 еще одной мерой воздействия будет вынесение обязательного для исполнения СРО аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 1, ч. 1 ст. 8, п. 2.1. и 3 ч. 2 и ч. 3 ст. 13 Закона № 307-ФЗ, предписания об исключении сведений о такой аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Требования к предписанию об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций будут установлены в п. 129 Административного регламента (сейчас этот пункт устанавливает требования к предписанию об исключении аудиторской организации из СРО аудиторов.

Как следует из новой редакции п. 131 Административного регламента, при определении мер воздействия, принимаемых в отношении аудиторской организации — нарушителя не будет учитываться такое обстоятельство, как отсутствие письменного ответа проверенной аудиторской организации на акт проверки в части действий по устранению выявленных нарушений и сроков осуществления таких действий. Подпункт 6 п. 131, который требует учитывать этот факт, исключается.

Уточняется также п. 141 Административного регламента, в котором описывается административное действие по мониторингу своевременности и полноты исполнения СРО аудиторов решения о применении меры воздействия, вынесенного в отношении аудиторской организации — нарушителя, являющейся членом такой СРО. Оно будет заключаться, в частности, в проверке Росфиннадзором (территориальным управлением) получаемых сведений от СРО аудиторов, исполняющей предписание о приостановлении членства аудиторской организации в СРО аудиторов или предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Антикоррупционная поправка

Перечень типовых вопросов программы проверки качества работы аудиторской организации приведен в приложении 3 к Административному регламенту. Этот перечень предлагается дополнить п. 41, согласно которому будут проверяться следующие вопросы:

  • соблюдение аудиторской организацией требований по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, при оказании юридических или бухгалтерских услуг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • соблюдение аудиторской организацией обязанности по информированию учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо руководителя аудируемого лица о ставших известными ей случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица. Речь идет в частности, о случаях подкупа иностранных должностных лиц, иных нарушениях законодательства РФ и даже о признаках таких случаев либо риске их возникновения.


1 Утвержден приказом Минфина России от 11.01.2013 № 3н.

читайте также