Письмо Минтруда России от 21.04.2015 № 17-4/В-595 будет интересно компаниям, которые находятся на «упрощенке» и применяют при расчете страховых взносов пониженные тарифы. Трудовое ведомство разъяснило последствия в отношении страховых взносов при утрате права на использование этого спецрежима.
В комментируемом письме рассмотрена следующая ситуация. Организация в 2014 г. применяла «упрощенку». Деятельность, которую осуществляла компания, поименована в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ). Напомним, что организации и ИП на «упрощенке» при осуществлении видов деятельности, указанных в названной норме, имеют право использовать пониженные тарифы взносов.
В декабре 2014 г. организация превысила предельную величину доходов, дающую право на применение упрощенной системы. После этого компания больше не могла использовать и пониженные тарифы. Соответственно, сумма страховых взносов за IV квартал 2014 г. была пересчитана исходя из общеустановленных тарифов. В связи с этим у организации возник вопрос: начисляются ли в данной ситуации пени на сумму доплаты?
По мнению трудового ведомства, в рассматриваемой ситуации нужно действовать по аналогии с положениями главы 26.2 НК РФ, регулирующими порядок перехода с упрощенной системы на общий режим налогообложения в связи с утратой права на применение данного спецрежима. Так, согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили установленную величину (60 млн руб.) и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие названным требованиям.
По аналогии с названной нормой главы 26.2 НК РФ плательщики страховых взносов теряют право на применение пониженного тарифа с начала того квартала, в котором они утратили право на применение упрощенной системы налогообложения. Соответственно, сумма страховых взносов подлежит восстановлению (перерасчету) и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.
При этом доплаченная сумма взносов в результате данного перерасчета за период октябрь — декабрь 2014 г. не рассматривается как доплата в связи с неполной уплатой взносов в установленный срок, так как фактически в октябре и ноябре 2014 г. организацией не было допущено нарушение требований главы 26.2 НК РФ. Поэтому компания соответствовала критериям для применения пониженного тарифа страховых взносов. Следовательно, оснований для начисления пеней по страховым взносам на основании ст. 25 Закона № 212-ФЗ нет.