Большинство оценок делового климата, данных в июле топ-менеджерами российских промышленных компаний, совпали со значениями прошлого месяца, когда Росстат зафиксировал замедление снижения экономики. Глава МЭР заговорил о завершении спада, аналитики полагают, что рост в лучшем случае может начаться в II квартале следующего года.
Руководитель МЭР Алексей Улюкаев на днях заявил: «По итогам полугодия экономика сократилась на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы полагаем, что это нижняя точка. Уже в июне мы видели четкие сигналы остановки спада. Мы ожидаем, что в июле — августе экономика перейдет к росту, который в IV квартале приобретет устойчивый характер».
Данные июльского опроса Росстата пока демонстрируют лишь незначительные отклонения от июньской траектории отечественной индустрии. В частности, если оценки спросовой ситуации полностью повторили итоги предыдущего месяца, то их мнения об изменении объемов производства незначительно улучшились.
В середине лета продолжилась негативная тенденция сокращения численности занятых. Однако сокращение персонала проходило практически теми же темпами, что и в последние два года, то есть не наблюдалось каких-либо серьезных кризисных всплесков.
Оценки запасов готовой продукции на складах вот уже практически год не претерпевают никаких изменений. Один из десяти респондентов регулярно сообщает о росте запасов, 12% — об их сокращении и 78% констатируют неизменный уровень по сравнению с предыдущим месяцем.
Средний уровень загрузки производственных мощностей по промышленности в целом второй месяц подряд сохраняется на отметке 60%. Лидерами остаются предприятия добывающих производств (66%), за ними следуют обрабатывающие предприятия (61%).
Финансы в порядке, но инвестиций нет
Большинство руководителей (72%) сообщили об удовлетворительном финансово-экономическом положении своих предприятий. Кстати, год назад доля таких респондентов также составляла 72%. Причем 5% участников опроса констатировали благоприятную ситуацию и лишь 23% респондентов оценили текущую ситуацию как неудовлетворительную (в соответствующем периоде прошлого года — 20%).
В принципе, по данному распределению ответов нельзя сказать, что промышленность в настоящий момент находится в состоянии рецессии. «Приходится делать весьма неутешительный вывод, что экономические агенты постепенно привыкли работать в стагнационно-рецессионном режиме, который сопровождает отрасль с середины 2013 г. — подчеркивает директор ЦКИ ВШЭ Георгий Остапкович. — Надо заметить, что это плохая привычка, не стимулирующая менеджеров предприятий к изменению своих управленческих схем в сторону интенсификации производства».
«Пока улучшение финансового положения компаний не транслируется в рост инвестиций, — сетует глава Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. — Так, в обработке, обеспечившей 35% прибыли всей экономики и зафиксировавшей рост прибыли в три раза по итогам пяти месяцев (а в I квартале 2015 г. — в 12,7 раза!), инвестиции в I квартале текущего года сократились на 1,8% год к году. Текущий рост прибыли не приводит к увеличению инвестиций по ряду причин. Во-первых, прибыль направляется на погашение внешних долгов. Во-вторых, помедлить с инвестициями заставляет неопределенность экономических перспектив».
В целом же величина сезонно откорректированного индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) в июле по сравнению с июнем не изменилась, составив –7%. Причем ИПУ в целом по промышленности сохраняет данное значение пятый месяц подряд.
Похожие результаты показывают опросы Института экономической политики им. Егора Гайдара. В середине лета уровень промышленного оптимизма по сравнению с июнем не изменился. Ответы «капитанов» отечественной индустрии свидетельствуют о том, что компании «втягиваются в болото вялотекущего кризиса образца 2015 г.».
Рост возможен, но…
Позитивную ноту в оценку положения промышленности вносят прогнозы, которые дает директорский корпус относительно развития производственной и спросовой ситуации на ближайшие три-четыре месяца. Они выглядят заметно лучше, чем в начале года.
«Исходя из результатов июльского опроса руководителей крупных и средних промышленных предприятий, можно с осторожностью предположить, что в IV квартале нынешнего года начнется стабилизационный процесс постепенного сокращения спада промышленного производства и плавного выхода отрасли из отрицательной зоны, но не раньше II квартала следующего года», — прогнозирует Г. Остапкович.
Правда, по оценке ученого, существуют серьезные риски срыва данного сценария. В первую очередь, это связано с возможным усилением «медвежьего» тренда нефтяных цен, наблюдаемого в последнее время. Для обработки, а именно она может стать в конце года основным драйвером выхода промышленности из рецессии, главное, конечно, не снижение самих нефтяных цен, а последующее сразу за этим падение рубля. «К сожалению, в последние дни мы наблюдаем именно эти изменения, — констатирует руководитель ЦКИ. — Серьезной проблемой остается неопределенность геополитической ситуации, включая давление санкций».
Отдельная тема — заметные проблемы в китайской экономике, иранский фактор и возможный выход объемов добычи сланцевой нефти в США на уровень прошлого года. В этом случае возможно усиление понижательного ценового тренда на продукцию российского экспорта — энергоносители и металлы.