На рассмотрение Госдумы поступил законопроект, разработанный ФАС России и Минэкономразвития России, который предусматривает новые основания административной ответственности за нарушения в сфере госзакупок. Отступление от буквы закона на стадии планирования, нормирования, обоснования, обязательного общественного обсуждения, экспертизы поставленного товара (оказанных услуг, результатов выполненных работ) будет стоить нарушителю в среднем от 10 000 до 30 000 руб. административного штрафа. Однако речь идет о нарушении норм, которые вступят в силу только в следующем году. Таким образом, правительство готовит базу для эффективной реализации данных положений.
Несмотря на то что депутаты нижней палаты отправились на летние каникулы и начнут рассматривать законопроекты только в сентябре, законодательная инициатива не знает ни сна ни отдыха. В Госдуму продолжают поступать законопроекты, один из них — проект № 848302–6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Законопроект). Документ был одобрен на заседании Правительства РФ 23 июля и 28 июля поступил в нижнюю палату парламента.
Документом предусматривается введение в КоАП РФ нескольких новых составов правонарушений, связанных с планированием, общественным обуждением и исполнением государственных и муниципальных контрактов. В пояснительной записке к Законопроекту сказано, что его принятие направлено на предотвращение нарушений заказчиком положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок на стадиях планирования и исполнения контракта и будет способствовать эффективному обеспечению государственных и муниципальных нужд. Наказывать правительство планирует только должностных лиц заказчика и только посредством наложения административных штрафов (кроме квалифицированных составов для административных «рецидивистов»).
Будущие штрафы для будущих нарушений не превысят 30 000 руб.
Авторы Законопроекта предлагают внести в КоАП РФ новую ст. 7.29.3, которая будет предусматривать административную ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок — Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе). В частности, карать должностных лиц заказчика административными штрафами будут за:
- составление и утверждение плана закупок, плана-графика закупок в нарушение требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок (штраф в размере 20 000—30 000 руб.);
- несоблюдение установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок порядка и формы обоснования закупок (штраф в размере 10 000 руб.);
- нарушение порядка и сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок, а равно непроведение обязательного общественного обсуждения закупок (штраф в размере 30 000 руб.).
Рассматривать дела о совершении перечисленных выше административных правонарушений будут органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ в ред. Законопроекта), за исключением нарушений, связанных с обоснованием способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и описания объекта закупки. Дела об этих административных правонарушениях будут относиться к компетенции контрольных органов в сфере закупок (ч. 1 ст. 23.66 КоАП РФ в ред. Законопроекта).
Однако предложенные изменения в настоящее время неприменимы, поскольку необходимость планирования закупок, как и их нормирования и обоснования, у заказчиков пока еще отсутствует. Соответствующие ст. 17—19 Закона о контрактной системе вступят в силу только 1 января 2016 г., а нормы, устанавливающие обязательное общественное обсуждение закупок (ст. 20 Закона о контрактной системе), — 1 января 2017 г.
Статью 7.30 КоАП РФ планируется дополнить двумя новыми составами правонарушений. Так, за размещение в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки будет предусмотрен штраф в размере 30 000 руб. Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график, может обойтись ответственному за такое размещение чиновнику в те же 30 000 руб. (ч. 1.5, 1.6 ст. 7.30 в ред. Законопроекта). При этом за совершение вышеназванных административных правонарушений, которые будут предусмотрены ст. 7.30 КоАП РФ, в части обоснования закупок, определения условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, ответственным должностным лицом при централизации закупок признается должностное лицо заказчика. Положения Закона о контрактной системе, регулирующие составление и выполнение планов-графиков (ст. 21), вступят в силу в следующем году.
За непроведение экспертизы товара ответит должностное лицо
Для нарушений, совершаемых на стадии исполнения госудаственных контрактов, в Кодексе тоже появятся новые нормы. Неисполнение обязанности по проведению экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок проведение такой экспертизы является обязательным, будут наказываться административным штрафом в размере 20 000 руб. (ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ в ред. Законопроекта). В отличие от предыдущих нововведений, это касается уже работающих норм Закона о контрактной системе (ст. 94). Привлекать к административной ответстенности за совершение указанного правонарушения будут только должностных лиц.
Законопроект содержит поправки в ст. 19.5 КоАП РФ в виде дополнения ее санкцией за повторное нарушение, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания или требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, либо его территориального органа, а также в виде невыполнения в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства РФ в сфере госзакупок. При первичном совершении данных правонарушений виновное лицо подвергается денежному штрафу, а если нарушение будет выявлено повторно, то виновному должностному лицу будет грозить дисквалификация сроком на год.