Депутаты предлагают сделать ЦБ РФ подотчетным Президенту РФ и обязать согласовывать с Госдумой участие в деятельности международных организаций.
На рассмотрение Госдумы представлен законопроект № 845490-6 (далее — законопроект), предусматривающий значительные изменения в Федеральном законе от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон № 86-ФЗ), ограничивающие независимость ЦБ РФ.
В законопроекте сформулированы новые (в дополнение к уже имеющимся в Законе № 86-ФЗ) цели деятельности Банка России: поддержание баланса между интересами банковской системы Российской Федерации и общенациональными интересами; формирование денежно-кредитных условий для сбалансированного и устойчивого экономического роста РФ; защита кредитных прав потребителей
Если первые два направления носят несколько декларативный характер, то необходимость защиты кредитных прав потребителей, по мнению, изложенному разработчиками в пояснительной записке, особенно важна в свете многочисленных случаев утраты лицензий участниками российского банковского сектора экономики (в 2014 г. были отозваны лицензии у 86 финансовых организаций). Отметим, что гражданское законодательство не содержит упоминаний о кредитных правах потребителей, и без определения данного понятия в законодательстве нам остается только гадать, что именно подразумевают разработчики под «кредитными правами потребителей».
Также законопроект вводит подотчетность Банка России не только Госдуме, но и Президенту РФ.
Помимо этого, разработчики законопроекта выступают за ограничение полномочий Банка России, осуществляемых им единолично. Депутаты хотят, чтобы исполнение некоторых функций ЦБ РФ согласовывалось с Госдумой, а именно:
- эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
- участие в капиталах международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской и иных сферах финансового рынка;
- участие в деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской и иных сферах финансового рынка, в том числе развитием сотрудничества между центральными банками и (или) соответствующими регулирующими (надзорными) органами (организациями);
- также участие в деятельности объединений, не имеющих статуса организации (в том числе форумов, групп, комитетов).
Таким образом, в случае принятия проекта законодательная власть, по сути, получит контроль над взаимодействием Банка России с международными организациями.
Еще одним нововведением, напрямую ограничивающим независимость ЦБ РФ, может стать предоставление Госдуме возможности по итогам рассмотрения годового отчета Банка России направлять Президенту РФ предложение об отправлении Председателя Банка России в отставку.
Также разработчики предлагают отменить необходимость получения Госдумой предложения Национального финансового совета для принятия решения о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России.
Проанализировав поправки к Закону № 86-ФЗ, можно сделать однозначный вывод о попытке существенного ограничения независимости ключевого финансового органа государства. Причинами таких изменений называются сложная экономическая ситуация и несогласованность действий ЦБ РФ с задачами Правительства РФ и экономическими интересами страны. Однако непонятно, как лишение Банка России части его функций может положительно повлиять на решение обозначенных проблем.