Минпромторг выступил с новой инициативой — ограничить поставки осуществляемых в рамках госзакупок иностранных медицинских изделий. Под действие запрета на госзакупки могут попасть расходные материалы: бинты, салфетки, презервативы, тампоны и другие изделия. Запретят и различные протезы: силиконовые груди, сердечные клапаны, протезы кистей и стоп. К ним добавятся костыли, трости и ходунки. Государственным медучреждениям предлагают закупать только отечественные аппараты для УЗИ, рентгена, искусственной вентиляции лёгких и дефибрилляторы. Как отмечают в Минпромторге, документ предполагает применение только для тех групп заказчиков и потребителей, которые руководствуются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Об этом говорится в проекте постановления правительства, размещённом на портале проектов правовых актов. Предлагается дополнить перечень отдельных видов медизделий, производящихся в иностранных государствах, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Минпромторг внёс в правительство проект постановления об ограничении госзакупок лекарств ещё в феврале 2015 г. Действие проекта документа распространяется на все лекарства, закупаемые для госнужд, в том числе из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственный препаратов, в который входит более 600 позиций.
«Документ не имеет никакого отношения к коммерческому рынку и продаже лекарств и препаратов через аптеки, — говорит заместитель министра промышленности и торговли Сергей Цыб. — Доля российских производителей на фармрынке составляет около 24% в денежном выражении и около 59% в натуральном выражении».
В результате реализации данного постановления доля российских производителей в денежном выражении может вырасти до 40%, а в натуральном выражении — до 66%, считают эксперты.
Общественное обсуждение проекта нового постановления продлится до 17 августа 2015 г.
Исключение из запрета составят товары и оборудование из Казахстана, Армении и Белоруссии. Если в конкурсе принимают участие два производителя из Евразийского экономического союза — России, Казахстана, Белоруссии или Армении, которые на 50% используют местные «комплектующие», подтверждают это сертификатами и полностью покрывают потребности заказчиков — медучреждений, то иностранные изделия от торгов отсекаются. Заявки от компаний из других стран заказчикам предлагают отклонять в обязательном порядке. Законопроект предполагает, что для осуществления закупок указанных видов медицинских изделий заказчик должен отклонить все заявки от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), происходящих из иностранных государств. При этом на участие в конкурсе по определению поставщика должно быть подано не менее двух заявок, которые не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
«Презервативы никакого отношения к здоровью не имеют, это просто заставит быть более дисциплинированным, более строгим и разборчивым в выборе партнёров, а может быть, окажет какую-то услугу нашему обществу в плане решения демографических проблем, — заявил помощник председателя правительства, бывший Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. — Применительно к дефибрилляторам, бинтам, тростям я не вижу никаких содержательных осложнений, кроме возможных неудобств для бизнеса, который уже использует устоявшиеся логистические схемы». Он также утверждает, что отказ от государственных закупок иностранных презервативов не угрожает здоровью россиян. Онищенко также убеждён, что российские аналоги антисептиков и дезинфицирующих препаратов могут конкурировать с иностранными аналогами.
«К сожалению, в период разгула либерального рыночного подхода мы многие параметры в производстве дезинфектантов утратили, но сегодня наш бизнес на этом направлении набирает темпы, — утверждает Онищенко. — Так что номенклатура дезинфектантов достаточно большая, и если мы будем здесь выборочно подходить, то эту проблему мы тоже решим».
По словам директора по вопросам правового регулирования Ассоциации международных производителей медицинских изделий Михаила Потапова, новое постановление не только расширяет ассортимент запрещённых изделий, но и усложняет правила торгов. Отныне заказчики будут обязаны сортировать крупные лоты, чтобы в них вдруг одновременно не пересеклись запрещённые иностранные марлевые тампоны и разрешённые отечественные стерильные бинты. По его словам, о тенденциях на рынке пока говорить рано. Дело в том, что сегодня и многие российские производители медизделий не могут получить сертификат для участия в госзакупках, поскольку доля импорта в их продукции зашкаливает за 50%.
В Ассоциации отмечают, что с расширением перечня от госзакупок может отсечься и инновационная продукция. «По функциональности, удобству для медперсонала, темпам обновления те же пинцеты, шприцы, аппараты для наркоза, инкубаторы для выхаживания новорождённых, как правило, впереди российских аналогов», — говорит М. Потапов. Впрочем, иностранные производители, по его словам, российский рынок терять не намерены. Тем более что доля госзакупок медизделий в России в разы превышает их потребление со стороны коммерческой медицины. Многие из иностранных производителей медицинских изделий задумываются о локализации производств в стране.