Ни часы за тридцать семь миллионов рублей, ни сто килограммов долларов в сейфе банка не являются, как могли подумать некоторые граждане, безусловными признаками grand corruption — коррупции на высшем уровне. Все это лишь цветочки, а ягодки коррупции кушают высшие чиновники, получившие бесконтрольный доступ к бюджету. Остановить их могут прозрачность бюджетных расходов, гражданское общество и способность элиты к самоочищению.
Большая коррупция давно стала, увы, всемирно распространенным явлением. Несмотря на отличия в менталитете жителей разных стран, некоторые ее аспекты очень схожи в совершенно различных, казалось бы, государствах — Тунисе, Филиппинах или России. Именно поэтому эксперты Transparency International постарались выделить общие признаки grand corruption и определить методы борьбы с этим огромным экономическим и социальным злом.
Есть множество определений понятия grand corruption, или коррупции на высших уровнях власти. Исчерпывающее же определение термина звучит следующим образом: grand corruption — это систематические действия, совершаемые высокопоставленными чиновниками для удовлетворения собственных нужд в ущерб экономике и общественному благу и включающие в себя взяточничество, торговлю влиянием, хищения в особо крупном размере.
Хрестоматийными примерами коррупции в высших органах власти, по оценке Transparency International, стали действия Бена Али (президента Туниса в 1987—2011 гг.), Фердинанда Маркоса (президента Филиппин в 1965—1986 гг.), Виктора Януковича (президента Украины в 2010—2014 гг.), бразильского конгрессмена и бывшего мэра Паулу Малуфа и других высокопоставленных лиц, ставших участниками многомиллионных хищений.
В России в качестве примера grand corruption можно привести дело губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина. «О масштабах мздоимства этого высокопоставленного чиновника, наверное, можно судить даже по количеству наличных денег, которые были изъяты в ходе обыска. Можете себе представить сумму, эквивалентную миллиарду рублей в разных валютах, — прокомментировал ситуацию официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин. — В ходе этих обысков еще найдено, в частности, более 800 единиц дорогостоящих ювелирных изделий.
Чего только стоит, к примеру, обычная, казалось бы, пишущая ручка. Но стоимость этой ручки — 36 млн руб.».
Противодействие коррупции в высших эшелонах власти связано с рядом трудностей, проистекающих из ее сути. Обычно участниками grand corruption являются лица, отвечающие за руководство страной или регионами. Это значительно затрудняет возможность выявления фактов коррупционных действий со стороны высших должностных лиц.
Справедливое расследование подобных случаев коррупции может быть предвзятым ввиду оказываемого на судебные власти давления со стороны высших должностных лиц или из-за коррупции в судебной системе.
Наконец, большая коррупция может быть «легализована» властью (к примеру, в обмен на политическую лояльность) и считаться приемлемой практикой для госслужащих, поэтому сбор доказательств становится невозможным.
Несмотря на все эти трудности, аналитики Transparency International считают возможной борьбу с большой коррупцией за счет использования ряда механизмов, доказавших на практике свою эффективность. Прежде всего они полагают необходимым провести реформирование и модернизацию системы управления национальным бюджетом с целью сделать невозможным или сложным для чиновников совершение коррупционных действий.
Здесь очень важно обеспечить свободный доступ населения к информации об использовании и распределении бюджетных средств и способствовать формированию гражданской позиции у жителей страны.
Примером такой работы может служить проект «Открытый бюджет», запустить который пытался Комитет гражданских инициатив под руководством экс-министра финансов Алексея Кудрина. Его целью стало раскрытие на общедоступном ресурсе информации о бюджетах и показателях муниципальных образований, а также прием и обработка гражданских инициатив в части бюджетных процессов регионов.
Еще одним эффективным инструментом борьбы с grand corruption является создание независимого органа для расследования случаев коррупции в высших эшелонах власти. Так, в Румынии создан Национальный антикоррупционный директорат, который занимается расследованием корруп ционных действий, совершенных высшими должностными лицами.
Опыт Румынии особенно показателен, учитывая ее недавнюю историю. В 80-х гг. прошлого века авторитарный режим Николае Чаушеску создал целую систему коррупции в высших эшелонах власти, причем на фоне обнищания подавляющей части населения. Потеря румынской элитой способности к самоочищению закончилась трагедией для нее самой. Семью диктатора расстрелял восставший народ при поддержке армейских подразделений. Уж лучше проводить grand коррупционеров по суду…