Банк России представил на антикоррупционную экспертизу проект указания, которое регулирует правила проведения дистанционных и выездных (в частности, на общем собрании акционеров) проверок эмитентов и участников корпоративных отношений, в том числе акционеров, на предмет соблюдения законодательства о ценных бумагах и акционерных обществах. Поводом к проведению таких проверок могут стать как запросы органов власти, так и обращения акционеров и иных владельцев ценных бумаг.
Проект указания ЦБ РФ «О порядке проведения Банком России проверок деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений и порядке применения Банком России иных мер в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов» (далее — проект) на днях размещен на портале www.regulation.gov.ru. В настоящее время документ проходит антикоррупционную экспертизу, которая продлится до 13 августа. Замечания экспертов можно направлять по адресу: expert@mail.cbr.ru.
ЦБ РФ уполномочен проверять эмитентов
Проект устанавливает виды, основания и правила проведения проверок Центробанком и его структурными подразделениями поднадзорных лиц — эмитентов и участников корпоративных отношений. К числу эмитентов относятся юридические лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами (ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Предметом внимания ревизоров станет соблюдение поднадзорными лицами положений законодательства о ценных бумагах и акционерных обществах. По итогам проверки сотрудники ЦБ РФ или его структурного подразделения составят акт, а при выявлении нарушений — соответствующие предписания.
Заметим, что право проводить проверки эмитентов и участников корпоративных отношений у Банка России есть уже давно. Соответствующие полномочия закреплены в ст. 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». По делам об оспаривании результатов таких проверок имеется и судебная практика. Например, об оспаривании предписаний, вынесенных при выявлении нарушений в ходе приобретения акций публичного акционерного общества (постановления АС Дальневосточного округа от 26.01.2015 № Ф03–5961/2014 по делу № А51–9717/2014, Уральского округа от 04.06.2015 № Ф09–3469/15 по делу № А60–29827/2014), ведения реестра владельцев ценных бумаг (постановление АС Московского округа от 29.04.2015 № Ф05–4459/2015 по делу № А40–161438/14), при регистрации выпуска ценных бумаг (постановление АС Дальневосточного округа от 17.07.2015 № Ф03–2845/2015 по делу № А51–30395/2014), раскрытии информации (постановление ВС РФ от 20.04.2015 по делу № 305-АД15–1378, А40–2120/14).
Подобные проверки проводились не только ЦБ РФ и его территориальными учреждениями, но и ФСФР России в соответствии с приказом от 21.05.2013 № 13–44/пз-н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции проведения проверок организаций, осуществление полномочий по контролю и надзору за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, за исключением субъектов страхового дела, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов». Этот приказ прекратил действие в прошлом году.
Больше проверок, хороших и разных
Проектом предусматривается два вида проверок — дистанционные (без посещения контролерами проверяемых лиц) и выездные. Первые будут разделяться на дистанционные проверки отдельных сведений и комплексные дистанционные проверки, а вторые — на проверки деятельности эмитентов и проверки на общем собрании акционеров.
Поводом для проведения дистанционной проверки (как отдельных сведений, так и комплексной) будут обращения в отношении деятельности поднадзорных лиц, поступившие в Банк России или его территориальные учреждения. Решение о проведении проверки отдельных сведений должно будет принимать уполномоченное лицо территориального учреждения ЦБ РФ, а распоряжение о проведении комплексной дистанционной проверки — Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.
Поводом для проведения выездной проверки эмитента может стать поступление обращения акционера и (или) инвестора, рассмотрение которого требует анализа большого объема документов и невозможно без выезда по месту нахождения эмитента. Еще одной причиной может служить поступление обращения органов прокуратуры либо правоохранительных органов, а также иных государственных органов с просьбой о проведении выездной проверки эмитента. Для проверки на общем собрании акционеров необходимо поступление обращения акционера и (или) инвестора, содержащего требование о проведении проверки на общем собрании акционеров.
Проводить дистанционные проверки будет Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ РФ, а также аналогичные службы территориальных учреждений банка.
Дистанционные проверки могут стать бесконечными
Одним из главных недостатков разработанного Центробанком документа является, пожалуй, отсутствие четкой регламентации сроков и периодичности проверок. Вообще, «временной вопрос» в проекте проработан слабо. К примеру, не установлена периодичность проведения разных видов проверок. И, поскольку иницировать проверку может любой акционер или инвестор, вполне вероятна ситуация, когда такие проверки станут для эмитента бесконечными.
Кроме того, проектом регламентированы не все предельные сроки проведения проверок. Так, например, максимальный срок проведения комплексной дистанционной проверки с учетом ее продления (один раз и не более чем на месяц) равен четырем месяцам. Между тем предельная длительность дистанционной проверки отдельных сведений в проекте не установлена.
Максимальный срок проведения выездной проверки деятельности эмитента (с учетом возможных продлений) составляет три месяца. Срок проведения выездной проверки на общем собрании акционеров ограничивается сроком проведения наблюдаемого собрания акционеров. Правда, в какой момент срок проведения общего собрания начинает течь, а в какой — прекращается, в проекте не сказано, не оперирует такими категориями и Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
По итогам проверки к поднадзорному лицу могут быть направлены предписание об устранении нарушений законодательства РФ, в том числе связанных с неисполнением предписания Банка России о предоставлении документов, либо предписание о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности.