Неисполнение налогоплательщиком обязанности по надлежащему учету основных средств зачастую приводит к доначислениям по налогу на имущество. Вашему вниманию — очередная история о налоговой самодеятельности одной компании, которая подумала, что сама может решать, быть основному средству или не быть.
Суть дела
Фирма купила несколько нежилых помещений в офисном здании для последующей сдачи в аренду (этот вид деятельности является для нее основным). Каждое помещение представляло собой отдельный инвентарный объект. При этом компания не исчисляла по ним налог на имущество, так как считала, что обязана платить его только после сдачи имущества в аренду и подписания акта-приемки передачи. Ведь до этого момента прибыли помещения не приносят. При этом фирма никаких капитальных вложений в помещения не производила.
Налоговый орган по итогам выездной проверки привлек компанию к ответственности за неуплату налога на имущество. По мнению налоговиков, компания должна была учитывать все объекты на счете 01 «Основные средства» с даты регистрации права собственности, поскольку здание в целом было пригодно к эксплуатации и сдаче в аренду, и, соответственно, платить в отношении этих объектов налог на имущество.
Компания оспорила решение инспекции сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде. Однако желаемого результата это не принесло. Все три судебные инстанции решили, что налогоплательщик неправ. И вот почему.
Решение суда
Объектом налогообложения по налогу на имущество признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе (п. 1 ст. 374 НК РФ). Критерии принятия к учету объектов в качестве основных средств установлены в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Они общеизвестны: объект предназначен для использования в производственной деятельности более 12 месяцев, способен приносить экономические выгоды, не предназначен для перепродажи.
Как видим, обязательным условием для постановки основных средств на учет является пригодность объекта к использованию для выполнения определенных задач. Именно на этом фирма и хотела сыграть. Налогоплательщик сослался на то, что начало использования принадлежащего ему имущества определяется датой акта приема-передачи помещения в аренду, до этой даты имущество по назначению использовано быть не могло, так как нежилые помещения находились в «черновой» отделке и для использования по назначению (сдачи в аренду) были непригодны. Но фокус не прошел. Суды исследовали документы по зданию и установили, что помещения были пригодны к использованию с точки зрения их технического состояния и обладали всеми признаками основного средства, установленными ПБУ 6/01.
Арбитры напомнили, что вопрос об учете объектов недвижимого имущества в составе счета 01 и включении в объект налогообложения по налогу на имущество организаций не зависит от волеизъявления налогоплательщика, а определяется экономической сущностью объекта (постановление АС Поволжского округа от 19.03.2015 № Ф06-21606/2013).
Налогоплательщик попробовал обратиться в Экономическую коллегию ВС РФ, но потерпел фиаско. В пересмотре ему отказали (Определение ВС РФ от 22.07.2015 № 306-КГ15-7527).
Вопрос с десятилетней историей
Фраза о волеизъявлении налогоплательщика первый раз прозвучала в письме Минфина России около десяти лет назад (письмо от 27.06.2006 № 03-06-01-02/28) и почти сразу стала предметом для судебного разбирательства. Одна компания попросила ВАС РФ оценить правомерность позиции финансистов, суд криминала не усмотрел. Он постановил, что если по объекту сформирована первоначальная стоимость, то недвижимость обладает всеми признаками основного средства. А следовательно, у плательщика нет возможности самостоятельно решать — учитывать его на счете 01 или нет (см. решение ВАС РФ от 17.10.2007 № 8464/07).
С тех пор в судебной практике по этому вопросу ничего не изменилось (см., например, Определение ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС‑6562/14, постановления АС Северо-Кавказского округа от 22.05.2015 № Ф08-2743/2015, ФАС Поволжского округа от 26.11.2013 № А55-33785/2012, Московского округа от 20.08.2013 № А41-46795/12, Восточно-Сибирского округа от 14.07.2010 № А58-6593/09).
Было, правда, еще информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148, в п. 8 которого сказано, что если объект требует капвложений и без них непригоден к использованию, тогда такое имущество может учитываться в качестве основных средств и признаваться объектом налогообложения только после проведения необходимых работ и формирования в установленном порядке первоначальной стоимости.
Но в рассматриваемом деле, несмотря на заявления организации о непригодности помещения для использования, капвложений в недвижимость собственник не совершал. Это подтверждается тем, что к учету основные средства были приняты по цене покупки и каких-либо распорядительных документов о необходимости доведения их до состояния пригодности к эксплуатации представлено не было. Ремонт в помещениях проводился. Но фактически он был как допуслуга, оказываемая арендодателем в счет арендной платы, без увеличения первоначальной стоимости объектов.