Очередное исследование, проведенное по заказу Центробанка ООО «инФОМ», показало, что в июле инфляционные ожидания населения России на следующие 12 месяцев стабилизировались. Но текущий уровень инфляции все еще воспринимается как очень высокий.
Согласно результатам опроса населения, проведенного ООО «инФОМ», в июле 2015 г. медианное значение ожидаемой инфляции на год вперед снизилось до уровня апреля 2015 г. и составило 13,9%. Оценка наблюдаемой за год инфляции снизилась впервые с марта этого года, что, полагают эксперты Центробанка, обусловлено снижением темпов роста цен на многие виды товаров и услуг, а по некоторым категориям товаров — дефляцией.
Однако этот показатель все еще остается на высоком уровне (23,4%).
Результаты качественных оценок указывают на стабилизацию инфляционных ожиданий населения на следующие 12 месяцев.
В июле общее количество респондентов, ожидающих роста цен, практически осталось на уровне предыдущего месяца (81%). Вместе с тем текущий уровень инфляции все еще воспринимается населением как очень высокий. Доля респондентов,полагающих, что цены за прошедший год выросли более чем на 50%, в июле 2015 г. составила 17,2%, снизившись по сравнению с июнем на 0,5 п.п. (в декабре 2014 г. она составляла 3,7%).
На месячном горизонте после кратковременного повышения в мае — июне доля респондентов, ожидающих в следующем месяце сильного роста цен, вновь сократилась (до 14%). Восприятие населением текущей месячной инфляции не претерпело значительных изменений. Практически не изменились как общая доля респондентов, ожидающих роста цен, так и ее качественный состав.
Несмотря на стабилизацию инфляционных ожиданий и снижение оценок наблюдаемой инфляции, выросла обеспокоенность населения ростом цен на значительную часть товарных групп, среди которых мясо и птица, рыба и морепродукты, сыры и колбасы.
Более чем в два раза выросла доля людей, обеспокоенных ростом цен на жилищно‐коммунальные услуги, что, как резонно предполагают эксперты, связано с июльской индексацией тарифов на ЖКХ.
На фоне фактического удорожания бензина значительно выросла доля опрошенных, обеспокоенных ростом цен на этот товар. Сезонно снизилась доля респондентов, говорящих о значительном росте цен на фрукты и овощи.
Среди способов подстройки населения к новым экономическим условиям увеличилась популярность ответа про поиск новой высокооплачиваемой работы и снизилась — про отказ или более редкие покупки некоторых видов товаров. Это, считают аналитики ЦБ, указывает на постепенную адаптацию населения к высоким ценам.