Затягивание сроков строительства, завышение его сметной стоимости и «раздувание» административных расходов — вот далеко не полный перечень «грехов», которые обнаружила Счетная палата при проверке проектов, финансируемых из Фонда национального благосостояния. Между тем экономисты предупреждают, что средства другой государственной «заначки» — Резервного фонда — могут закончиться уже в следующем году.
Больше всего недостатков аудиторы Счетной палаты (СП) нашли при проверке реализации инфраструктурного проекта «Центральная кольцевая автомобильная дорога» (ЦКАД), которую строит госкомпания «Автодор».
На возведение ЦКАД в общей сложности было направлено 39 млрд руб., из которых средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) составили 21,7 млрд руб. Весь проект включает четыре пусковых комплекса. Пока госкомпания заключила инвестиционные соглашения на строительство двух пусковых комплексов, условиями которых предусмотрено выполнение работ в 2015 г. на общую сумму 4 млрд руб. В результате привлеченные «Автодором» средства ФНБ полностью не используются и «зависли» на его счете в Газпромбанке. Сумма начисленных процентов в мае — июне 2015 г. составила 262 млн руб.
Несмотря на создавшееся положение, правительство приняло решение о предоставлении из ФНБ еще 16,7 млрд руб. на реализацию проекта ЦКАД до конца 2015 г.
Но дело не только в организации финансирования, сам ход строительства признан Счетной палатой неэффективным. Так, возведение 1-го пускового комплекса до сих пор не начиналось, несмотря на то что соглашение заключено более года назад.
Строительство 3-го и 4-го пусковых комплексов начнется в 2016 г. Но и здесь уже очевидны некоторые проблемы. «В проекте соглашения на строительство 3-го пускового комплекса не учтены результаты технологического и ценового аудита, которые позволяют снизить стоимость строительства на общую сумму 4 млрд руб.», — подчеркнул аудитор СП Валерий Богомолов.
Поставщикам другого инвестиционного проекта, также финансируемого из средств ФНБ («Приобретение тягового подвижного состава»), повезло меньше, чем подрядчикам ЦКАД. Им в первой половине 2015 г. было переведено 20 млрд руб. вместо намеченных 23,4 млрд руб. (85,5% от плана). В результате при плане поставки локомотивов в количестве 243 единиц фактически поставлено 212 единиц (87,2%).
«В договорах на поставку локомотивов обоснования цены единицы электровоза (тепловоза) отсутствуют, — отметил В. Богомолов.
— Применяемая Обществом практика установления цен на локомотивы непрозрачна и основывается на ежегодной индексации ранее установленных цен. При этом расчетных материалов заводов-изготовителей, послуживших основанием для первоначального установления цен на локомотивы, в „РЖД“ нет».
Более благополучным выглядит инфраструктурный проект строительства завода сжиженного природного газа на основе конденсата Южно-Тамбейского месторождения на полуострове Ямал. Расходы на его реализацию уже составили 446,7 млрд руб., из которых 75 млрд руб. — средства ФНБ.
Первый транш средств ФНБ был инвестирован в облигации ОАО «Ямал СПГ», причем, по оценке аудиторов СП, государственные средства используются компанией исключительно на цели, предусмотренные Паспортом проекта.
Однако и тут обнаружены существенные недостатки. Проверка установила, что фактические затраты на содержание службы заказчика-застройщика Проекта составляют 10% от капвложений вместо 2%, установленных бизнес-планом.
Между тем экономисты отмечают, что средства другой государственной «кубышки» — Резервного фонда — могут закончиться еще до конца следующего года. В 2015 г. из Фонда, по оценке директора института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, для выполнения бюджетных обязательств будет взято около 3 трлн руб. (всего в нем на начало текущего года было примерно 5 трлн).
В следующем году правительство рассчитывает, что ему понадобится взять из Резервного фонда лишь около 1 трлн руб. «Почему это вдруг в три раза меньше, чем в 2015 г.? Да потому, что экономика у нас по всем официальным прогнозам должна начать расти уже в 2016 г. (на 2,3%), плюс цены на нефть должны подрасти. А если не подрастут? А если экономика не перейдет к росту? А ведь так, скорее всего, и будет», — комментирует ситуацию эксперт.
Но если так, то от Резервного фонда практически ничего не останется уже к концу 2016 г. Доказательством тому, кстати, является более чем тревожная динамика мирового рынка нефти. В этих условиях тем более нужно эффективно расходовать деньги из «закромов Родины», иначе мы рискуем остаться без государственных резервов на фоне падения доходов от нашего экспорта.