По итогам 1-го полугодия российский товарный экспорт сократился существенно меньше, чем импорт. Но II квартал, как следует из данных Федеральной таможенной службы, в годовом сопоставлении для внешней торговли России сложился неудачнее первого, причем экспорта это касается больше, нежели импорта. Интересно, что определила это торговля со странами СНГ.
По данным таможенной статистики, сообщила ФТС, в январе — июне 2015 г. внешнеторговый оборот России составил 270,7 млрд долл. США и по сравнению с январем — июнем 2014 г. снизился на 32,6%. Заметим, что из ее табличных данных округление дает обороту 270,8 млрд долл., но относительный показатель тот же.
Российский экспорт в рассматриваемом периоде 2015 г. набрал 183 млрд долл., что по сравнению с январем — июнем 2014 г. меньше на 28,8%.
Импорт России в 1-м полугодии 2015 г. составил 87,7 млрд долл. и в годовом сопоставлении снизился на 39,5%.
Как видим, относительное падение импорта почти на 11 п.п. опередило сокращение экспорта, что сдержало снижение сальдо торгового баланса.
Оно сложилось положительное в размере 95,3 млрд долл., что на 16,7 млрд, или на 14,9%, меньше, чем в январе — июне прошлого года.
Но опять напомним, что эти данные ФТС представляет с учетом рыбы и морепродуктов Российской Федерации, не подлежащих доставке для оформления на ее территории; бункерного топлива, горючего, приобретенного за пределами территории России; товаров и транспортных средств, ввезенных физическими лицами; досчет на неучтенные объемы взаимной торговли со странами ЕАЭС. Более же детальные показатели таможенной статистики, от которых будем отталкиваться ниже, названных включений не отражают.
С учетом этой оговорки внешнеторговый оборот России в 1-м полугодии текущего года составил 268,5 млрд долл. — меньше в годовом выражении на 32,5%; экспорт — 181,8 млрд долл., что ниже на 28,9% соответственно; импорт — 86,7 млрд долл. с падением на 39,1%. В итоге сальдо вышло объемом 95 млрд долл., что на 16% меньше, чем в январе — июне 2014 г.
По сравнению с I кварталом в апреле — июне этого года внешнеторговый оборот увеличился на 2,9% (до 136,1 млрд долл.), в частности, экспорт — на 1,4% (до 91,5 млрд долл.), а импорт — на 6,1% (до 44,6 млрд долл.). Но, учитывая обилие праздничных дней в январе — марте, отсутствие хоть какого-то роста во II квартале выглядело бы совсем провально.
Стоит обратить внимание на то, что импорт вырос относительно I квартала «веселее» экспорта, что испортило «настроение» сальдо внешней торговли — оно снизилось к предыдущему периоду на 2,8%, до 46,8 млрд долл.
В годовом сопоставлении динамика импорта во II квартале также оказалась «удачливей», чем у экспорта. Последний в апреле — июне сократился год к году на 31,1%, а импорт — на 40,9%, но по сравнению с I кварталом динамика экспорта ухудшилась на 4,7 п.п., а импорта — на 3,8 п.п. Сальдо во II квартале сократилось в годовом выражении на 18,35%, что хуже показателя за I квартал на 4,95 п.п.
В российской внешней торговле страны дальнего зарубежья, как мы не раз отмечали, имеют львиную долю. Вот и по итогам 1-го полугодия 2015 г. их удельный вес во внешнеторговом обороте России составил 87,9%. Это даже чуть выше привычных значений прошлых лет — обычно этот показатель «вписывался» в 87%.
Соответственно, и погоду в нашей торговле с внешним миром делают они. В последнее время она стоит по-осеннему промозглая. Конкретно по 1-му полугодию 2015 г. это выражается падением в годовом сопоставлении внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья на 31,7% (до 235,9 млрд долл.), в частности, экспорта — на 27,6% (до 159,3 млрд долл.), импорта — на 38,8% (до 76,6 млрд долл.). Сальдо торгового баланса с этими странами сократилось «всего» на 12,8% (до 82,6 млрд долл.) благодаря уже названной выше существенной разнице в темпах падения экспорта и импорта, только в торговле с дальним зарубежьем она еще больше.
Понятно, что относительно I квартала показатели выросли — оборот увеличился на 2% (до 119,1 млрд долл.), экспорт — на 1,2% (до 80,1 млрд долл.), импорт — на 3,6% (до 39 млрд долл.). Но, как видим, относительный прирост импорта существенно скромнее, чем в целом, а экспорт уступил лишь 0,2 п.п., что сократило сальдо торговли с дальним зарубежьем во II квартале к предыдущему периоду на 1,1% (до 41,1 млрд долл.) против названных выше 2,8%.
В годовом сопоставлении изменение динамики «дальнего» импорта за апрель — июнь по сравнению с I кварталом примером для экспорта вообще не стало — он сократился во II квартале на 29,8%, что на 4,5 п.п. хуже динамики за январь — март, а импорт упал во II квартале год к году на 41,3%, что уступает соответствующему показателю за I квартал 5,3 п.п. В результате и внешнеторговое сальдо со странами дальнего зарубежья во II квартале в годовом выражении — –13,7%, хуже, чем в I квартале, всего на 2,1 п.п. против 4,95 п.п. по торговле в целом.
Выходит, при относительно скромной доле в российской внешней торговле страны СНГ внесли в нее во II квартале значимые корректировки. Рассмотрим.
Оборот с государствами Содружества в 1-м полугодии составил 32,6 млрд руб., или на 38,1% меньше в годовом сопоставлении, экспорт снизился на 36,7%, до 22,5 млрд долл., импорт — на 41,2%, до 10,1 млрд долл. Таким образом, сальдо торгового баланса составило 12,4 млрд долл., сократившись на 32,5%. Заметим, разница в темпах падения экспорта и импорта в торговле с СНГ почти в 2,5 раза меньше, чем в «дальней» торговле, а относительное снижение сальдо — во столько же больше.
И о II квартале. Оставим в стороне абсолютные показатели, относительная динамика интереснее. К предыдущему периоду российский оборот торговли с государствами Содружества вырос на 9,6%, экспорт — на 2,7%, а импорт — на 26,8%. Стоит ли удивляться, что по сравнению с объемом сальдо в I квартале во втором оно сократилось на 13,4%.
В годовом сопоставлении оборот во II квартале сократился на 39%, экспорт — на 39,5%, импорт — на 37,9%. Но по сравнению с годовым сопоставлением I квартала изменение динамики в апреле — июне составило –1,8, –6 и +7 п.п. соответственно. Сальдо торгового баланса с государствами Содружества во II квартале снизилось на 41%, что глубже соответствующего снижения в январе — марте на 17,5 п.п. Причем предыдущее рекордное квартальное год к году падение состоялось в III квартале 2014 г. (–39%).
Редкий случай, когда статистика торговли с СНГ вносит заметный вклад в общие относительные показатели. Представленная таблица позволяет заинтересованным читателям самим выяснить, как и абсолютно, и относительно изменилась в 1-м полугодии 2015 г. торговля с конкретными членами СНГ в годовом измерении. Мы же поможем расчетами изменения годовой динамики по итогам полугодия 2015 г. по сравнению с I кварталом — все-таки интересно, кому и чем обязаны. А поскольку ключевым игроком в статистике торговли с «соратниками» по СНГ стал импорт — ему и внимание.
Итак, разница между полугодовой и динамикой I квартала 2015 г. в годовом сопоставлении российского импорта из СНГ составила:
- Азербайджан: +12,1 п.п.;
- Армения: +15,7 п.п.;
- Беларусь: +4,3 п.п.;
- Казахстан: +12,6 п.п.;
- Киргизия: +32,5 п.п.;
- Молдова: –4,4 п.п.;
- Таджикистан: –126,1 п.п.;
- Туркмения: +25,5 п.п.;
- Узбекистан: +1,7 п.п.;
- Украина: +1,7 п.п.
Если кого-то смущает показатель Таджикистана, то присмотритесь к абсолютным данным таблицы. Интереснее другое: даже с Украиной динамика положительна, хотя и мелка, а с Молдовой — отрицательна заметно…
Ну а в целом динамика внешней торговли во II квартале органично вписалась в нашу общеэкономическую ситуацию.
Симптоматичны в этом плане и предварительные данные ФТС об импорте из дальнего зарубежья в июле (см. соответствующую таблицу).