В Госдуму внесен законопроект № 855485-6 «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации», подробно регламентирующий вопросы, связанные с установлением и ограничением иммунитета иностранного государства и его собственности от юрисдикции Российской Федерации.
Необходимость разработки законопроекта о юрисдикционном иммунитете обусловлена потребностями России по установлению баланса во взаимоотношениях с иностранными государствами при ведении внешнеэкономической деятельности. Это требует наличия адекватных механизмов регулирования пределов юрисдикционного иммунитета. В частности, как сказано в пояснительной записке, практика внешнеэкономической деятельности РФ показывает, что в ряде международных договоров РФ отказалась от иммунитета в отношении определенных категорий сделок и имущества, в частности, по сделкам, заключенным или гарантированным торговыми представительствами. Кроме того, участились случаи предъявления исков к РФ и ее органам в иностранных судах, при этом согласия РФ на участие в деле не испрашивается, так как в законодательстве многих зарубежных стран иностранное государство и его имущество не пользуются иммунитетом в отношении требований, вытекающих из их коммерческой деятельности.
При этом действующее российское законодательство основано на концепции абсолютного иммунитета, которая предполагает, что предъявление в национальных судах исков к иностранному государству, наложение ареста на имущество такого государства или принудительное исполнение вынесенного против него судебного решения допускаются лишь с согласия соответствующего государства. Так, согласно ст. 401 ГПК РФ предъявление в суде РФ иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства. АПК РФ, в свою очередь, гарантирует юрисдикционный иммунитет государству только в том случае, когда оно выступает в рассматриваемом правоотношении в качестве носителя власти (ст. 251 АПК РФ).
Это не позволяет применять симметричные меры в отношении тех иностранных государств, в которых иммунитет РФ ограничивается. Новый закон должен устранить этот пробел.
Так, в проекте юрисдикционный иммунитет определяется как совокупность судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер обеспечения иска и иммунитета в отношении исполнения судебного решения (п. 3 ст. 2 проекта). Понять значение, вкладываемое разработчиками в термин «юрисдикционный иммунитет», можно, определив содержание каждого из входящих в него элементов. Так, судебный иммунитет, согласно проекту, подразумевает изъятие иностранного государства из-под юрисдикции РФ путем установления обязанности судов РФ воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном разбирательстве.
Иммунитет в отношении мер обеспечения иска лишает суды РФ права применения в отношении иностранного государства и имущества иностранного государства ареста и иных мер, обеспечивающих впоследствии рассмотрение спора и (или) исполнение судебного решения. Иммунитет в отношении исполнения судебного решения включает в себя запрет на обращение взыскания на имущество иностранного государства, принятие в отношении иностранного государства и его имущества иных мер в целях принудительного исполнения решения суда.
Важно, что иностранное государство, в соответствии с законопроектом, пользуется иммунитетом от юрисдикции РФ, если иное не предусмотрено общепризнанными принципами и нормами международного права, международным договором РФ, иными федеральными законами.
Положения законопроекта не затрагивают привилегии и иммунитеты, предоставленные нормами международного и российского законодательства главам государств, правительств, министрам иностранных дел, а также дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств. Кроме того, законопроект не влияет на содержание иммунитетов, которыми в соответствии с нормами международного права пользуется иностранное государство в отношении воздушных судов или космических объектов, принадлежащих государству или эксплуатируемых им, а также военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях.
Однако предоставление судом РФ юрисдикционного иммунитета иностранному государству, согласно проекту, должно основываться на принципе взаимности и исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким РФ пользуется в соответствующем иностранном государстве. Так, в случае установления ограничений юрисдикционного иммунитета России в иностранном государстве, РФ может принять аналогичные меры в отношении такого иностранного государства.
Законопроект также предусматривает, что иностранное государство вправе согласиться на юрисдикцию российского суда. Оно может сделать это в форме международного договора, письменного соглашения, не являющегося международным договором, заявления в суде РФ или письменного уведомления суда РФ в рамках конкретного судебного разбирательства.
Кроме того, иностранное государство может отказаться от судебного иммунитета, если оно:
- предъявило иск в суд РФ, вступило в судебный процесс в качестве лица, участвующего в деле;
- в письменной форме выразило согласие на рассмотрение в арбитраже (третейском суде) споров с его участием.
Проект также предусматривает ряд ситуаций, в которых судебный иммунитет иностранного государства не будет действовать, вне зависимости от того, согласно ли с этим иностранное государство. Предполагается, что рассмотрение дел с участием иностранного государства будет происходить в порядке, установленном процессуальным законодательством и нормами самого законопроекта.
В случае принятия проекта закон может вступить в силу 1 января 2016 г.