Действовавшая форма отчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование была утверждена постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п. Однако с 1 января 2015 г. вступили в силу многочисленные изменения различных законодательных актов, которые так или иначе связаны с процессом исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, что не могло не привести к необходимости внесения изменений в соответствующие формы.
Так, прекращено действие нескольких пониженных тарифов. В то же время, в связи с изменением статуса Республики Крым и г. Севастополя появилось два новых вида пониженных тарифов. С появлением новой терминологии в пенсионном законодательстве появилась необходимость откорректировать назначение страховых взносов, которые теперь уплачиваются на страховую пенсию или на накопительную пенсию.
Уплата страховых взносов по дополнительному тарифу осуществляется в целях обеспечения пенсионных прав работников, имеющих право на льготную пенсию, основания для назначения которой определяет ст. 30 Закона о страховых пенсиях. Следовательно, потребовалось уточнить соответствующие графы в форме Расчета.
Кроме того, в новой форме Расчета учитываются и изменения в законодательстве, определяющем правовой статус юридических лиц, в части отмены обязательности круглой печати для обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.
Статус новой формы Расчета
Итак, постановлением Правления ПФР от 04.06.2015 № 194п «О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16 января 2014 года № 2п» (далее — постановление № 194п) внесены изменения в форму Расчета и в Порядок его заполнения.
В настоящее время постановление № 194п находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что в ходе процедуры регистрации текст документа может быть изменен. Но принципиальные моменты, на которые необходимо обратить внимание при подготовке отчетности за 1-е полугодие 2015 г., можно изучить. Текст приложений к постановлению № 194н — форма расчета, коды и т.д. размещены на сайте ПФР по адресу http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/for_employers/pred_ot/~2163.
В соответствии с п. 2 постановления № 194п новая форма применяется начиная с расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1-е полугодие 2015 г.
Прежде чем обратить внимание на особенности заполнения новой формы РСВ–1 ПФР, предлагаем актуализировать наши знания о требованиях к составлению и представлению отчетности в Пенсионный фонд РФ.
Основные правила заполнения
Плательщики представляют Расчет в ПФР в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Следовательно, срок представления отчетности за 1-е полугодие 2015 г. на бумажном носителе истекает 17 августа 2015 г., а для тех, кто отчитывается в электронном виде, — 20 августа 2015 г.
Напомним, что начиная с I квартала 2015 г. снижен предельный размер численности, приводящей к обязанности отчитываться в электронном виде. Организаци в которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производились выплаты и иные вознаграждения за предшествующий, 2014 г., превысила 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) в 2015 г. организации, у которых численность физических лиц также превышает данную величину, обязаны сдавать отчеты во внебюджетные фонды в электронном виде (ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, письмо Минтруда России от 30.01.2015 № 17-4/В-38).
Отметим, что расчет среднесписочной численности работников осуществляется согласно п. 78—81.11 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» (утверждены приказом Росстата от 28.10.2013 № 428).
Страхователи, направляющие расчет по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронного документа, должны обратить внимание, что необходимо использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.
Какие листы Расчета нужно представлять
Новая форма расчета РСВ-1 ПФР, как и ранее используемая, включает в себя титульный лист, разделы 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
Напомним, что в составе представляемой формы расчета РСВ-1 ПФР некоторые листы обязательны, а другие включаются при наличии определенных условий.
Титульный лист, а также разделы 1 и 2 Расчета заполняются и представляются всеми плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении в течение отчетного периода более одного тарифа в Расчет включается столько страниц раздела 2 Расчета, сколько тарифов применялось в течение отчетного периода (независимо от применения пониженных тарифов, установленных для выплат и иных вознаграждений, начисленных в отношении отдельных работников).
Раздел 3 Расчета заполняется и представляется только плательщиками, применяющими пониженные тарифы в соответствии со ст. 58 Закона № 212-ФЗ.
Раздел 4 Расчета заполняется и представляется плательщиками в случае изменения размера обязательств по уплате страховых взносов за предыдущие расчетные (отчетные) периоды:
— если органом контроля за уплатой страховых взносов были доначислены страховые взносы по результатам проведенных камеральных и (или) выездных проверок, по которым в отчетном (расчетном) периоде вступили в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
— если органом контроля за уплатой страховых взносов выявлены излишне начисленные плательщиком страховых взносов суммы страховых взносов.
Этот раздел заполняется также и в случае выявления различных ошибок самостоятельно плательщиком.
Требования Порядка заполнения Расчета в части раздела 4 и строки 120 Раздела 1 дополнены новыми положениями, предписывающим заполнения строки 120 в случае самостоятельного изменения размера подлежащих уплате сумм в результате действий, не признаваемых ошибкой.
Раздел 5 Расчета заполняется и представляется плательщиками-организациями, осуществляющими выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде (включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) в рамках трудовых отношений или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг.
Раздел 6 Расчета — это индивидуальные сведения в отношении застрахованных лиц, которые после обработки отчетности страхователя-работодателя отражаются на индивидуальных лицевых счетах каждого работника и ложатся в основу исчисления ежегодного индивидуального пенсионного коэффициента — основы нашей будущей пенсии. Этот раздел заполняется и представляется плательщиками на всех застрахованных лиц, в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями, или с которым заключены трудовые договоры и (или) вышеуказанные гражданско-правовые договоры.
Титульный лист
При заполнении титульного листа Расчета необходимо обратить внимание на изменение наименования некоторых полей, а именно поле «Номер корректировки» и поле «Тип корректировки», теперь называются, соответственно, «Номер уточнения» и «Причина уточнения».
Видимо, это изменение связано с приведением терминологии, применявшейся со времен введения индивидуальных сведений, в соответствие с терминологией, применяемой современным законодательством о страховых взносах. Ведь согласно ст. 17 Закона № 212-ФЗ внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляется путем представления документа, который законом поименован именно как «уточненный расчет».
Следует различать случаи, в которых представление уточненного расчета — это право плательщика и такие обстоятельства, при которых плательщик обязан представить уточненный расчет.
Например, если плательщик ошибся «не в свою пользу», то есть обнаруженные им ошибки не привели к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, представление уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам является правом плательщика.
А если плательщик обнаружил неотражение или неполноту отражения сведений, либо ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, в этих случаях плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взноса.
Следует помнить, что, заявляя после окончания сроков уплаты в своем уточненном расчете о выявленных заниженных суммах к уплате, плательщик фактически заявляет о совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 47 Закона № 212-ФЗ — неуплата (неполная уплата) сумм страховых взносов. Поэтому такой плательщик должен знать и точно соблюдать условия, при которых он может быть освобожден от ответственности за неполною уплату страховых взносов. Совокупность таких условий установлена п. 4 ст. 17 Закона № 212-ФЗ. При несоблюдении любого из условий у органа внебюджетного фонда отсутствуют основания для освобождения плательщика от ответственности. Таких условий три:
1) прежде всего, временной фактор: уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период. На практике это означает, что представление уточненного расчета в целях использования института освобождения от ответственности после вручения акта камеральной проверки либо после вручения решения о назначении выездной проверки не избавит плательщика от необходимости уплатить штраф по ст. 47 Закона № 212-ФЗ;
2) второе условие, которое выполняется, как правило, всеми плательщиками при подаче уточненного расчета: до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщик должен уплатить недостающую сумму страховых взносов;
3) при этом, как правило, плательщики не обращают внимания на то, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам необходимо уплатить соответствующие пени.
Только выполнение всех трех условий в совокупности является основанием освобождения от ответственности. Если плательщик представил уточненный расчет, заплатил самостоятельно выявленные взносы, но не заплатил пени, территориальный орган ПФР не сможет освободить его от ответственности. При этом начиная с 2015 г. органы внебюджетных фондов не имеют права устанавливать смягчающие обстоятельства, поэтому самостоятельное выявление ошибки и сообщение о ней в контролирующий орган не может быть и основанием даже для уменьшения размера штрафа.
Итак, корректировать свою отчетность в Пенсионный фонд РФ необходимо грамотно, избегая привлечения к ответственности в случае самостоятельного выявления ошибок.
Представление уточненного расчета в части сумм страховых взносов нередко приводит к тому, что подлежат изменению и индивидуальные сведения в отношении конкретных работников, отраженные на их лицевых счетах. Новая редакция Порядка заполнения Расчета устраняет некую неопределенность, существовавшую по вопросу возможности корректировки индивидуальных сведений. А именно: если такой уточненный Расчет2 представляется до момента наступления срока представления Расчета за отчетный период, следующий после отчетного периода, за который представляется уточненный Расчет, в разделе 6 данного Расчета индивидуальные сведения указываются с типом «исходные».
Если уточненный Расчет, затрагивающий сведения на лицевых счетах застрахованных лиц, представляется после окончания вышеуказанного срока, индивидуальные сведения с типом «исходные» не представляются. Уточненный расчет представляется по форме, действовавшей в том периоде, за который выявлены ошибки. При этом индивидуальные сведения с типом «корректирующие» или «отменяющие» в отношении застрахованных лиц, данные по которым корректируются, представляются вместе с Расчетом за отчетный период, срок представления которого наступил.
Другими словами, если плательщик сдал отчет по форме РСВ-1 ПФР за I квартал 2015 г. в установленный законом срок, выявил в июне 2015 г. ошибки, приведшие к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате, и влекущие изменения индивидуальных сведений, он обязан представить уточненный Расчет, в разделе 6 которого индивидуальные сведения указываются с типом «исходные». Если такой уточненный расчет будет представляться после 1 июля 2015 г., помимо уточненного расчета за I квартал 2015 г. индивидуальные сведения с типом «корректирующие» или «отменяющие» в отношении застрахованных лиц, данные по которым корректируются, представляются вместе с Расчетом за 1-е полугодие 2015 г.
Реквизит «печать»
Итак, с 7 апреля 2015 г. общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества не обязаны иметь круглую печать. Соответствующие изменения внесены в том числе в Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29.06.2015) и в Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 29.06.2015)1.
Сведения о наличии печати у хозяйственного общества теперь подлежат отражению в уставе общества. Наличие такого указания придает легитимность использованию печати. Отсутствие такой информации свидетельствует о том, что у юридического лица нет печати.
В случае если использование печати требуется согласно федеральному закону, оттиск печати, информации о наличии которой нет в уставе, не может ставиться для исполнения названного требования.
Закона № 212-ФЗ не содержит требования о заверении отчетности по взносам печатью. Однако сама форма РСВ-1 ПФР содержит такой реквизит. При этом согласно требованиям предыдущего порядка заполнения формы Расчет данный реквизит являлся обязательным. Соответственно, отсутствие печати на Расчете, представляемом организацией в ПФР, являлось основанием для отказа в приеме документов.
Кроме того, ранее вносимые при заполнении расчета исправления должны были заверяться печатью.
В действующей редакции порядка подчеркивается, что печать становиться факультативным реквизитом Расчета по РСВ-1 ПФР, поскольку подп. 5.13 Порядка определяет, что печать проставляется только при ее наличии.
Раздел 1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам»
Первый раздел подвергся незначительным изменениям, связанным с обновлением пенсионного законодательства. Изменились наименования 4, 5, 6 и 7 граф раздела 1. Изменения связаны с приведением терминологии законодательства о страховых взносах в соответствие с новым пенсионным законодательством. Следует напомнить, что с 1 января 2015 г. вступили в силу Закон о страховых пенсиях и Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»3.
Именно поэтому из текста формы РСВ-1 ПФР исключено упоминание трудовой пенсии (и ее частей — страховой и накопительной). А обязанность уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу сформулирована в привязке к действующим норма Закона о страховых пенсиях, определяющим право на льготную пенсию некоторых категорий граждан:
— для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ — 9%, которые указываются в графе 6 раздела 1 Расчета;
— для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 2—18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ — 6%, которые указываются в графе 7 раздела 1 Расчета.
Напомним, что вышеназванные тарифы применяются плательщиками, которые до настоящего времени не провели специальную оценку условий труда своих работников в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о спецоценке).
Эти плательщики, пользуясь переходными нормами Закона о спецоценке, могут определять условия вредности на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона о спецоценке, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно. При этом именно класс и подкласс условий вредности в свою очередь определяют размер дополнительного тарифа.
Работодатели, которые провели специальную оценку, уплачивают страховые взносы по дифференцированному дополнительному тарифу в соответствии с ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ (см. табл. 1).
Дифференцированный дополнительный тариф (таблица 1)
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф страхового взноса, % |
---|---|---|
Опасный |
4 |
8,0 |
Вредный |
3.4 |
7,0 |
3.3 |
6,0 | |
3.2 |
4,0 | |
3.1 |
2,0 | |
Допустимый |
2 |
0,0 |
Оптимальный |
1 |
0,0 |
Таким образом проведение спецоценки позволяет применять более низкий размер доптарифа в пределах одного класса вредности. Кроме того, установление в результате проведенной спецоценки допустимого класса условий труда с подклассом 2 и оптимального класса условий труда с подклассом 1 приводит к освобождению от обязанности уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении работников занятых во вредных и опасных производствах4.
В разделе 1 изменилось также наименование строки 120. Теперь она называется «Сумма перерасчета страховых взносов за предыдущие (отчетные) расчетные периоды с начала расчетного периода. Ранее эта строка называлась «Доначислено страховых взносов с начала расчетного периода».
Как и ранее, в строке 120 отражаются суммы страховых взносов, доначисленные в результате камеральной и (или) выездной проверки, если в отчетном периоде вступили в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности плательщиков страховых взносов за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах. В этой же строке теперь необходимо отражать выявленные органом контроля за уплатой страховых взносов излишне начисленные плательщиком страховых взносов суммы страховых взносов.
Кроме того, в случае самостоятельного выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате за предыдущие отчетные (расчетные) периоды, а также в случае корректировки базы для начисления страховых взносов предшествующих отчетных (расчетных) периодов (на основании данных бухгалтерского учета), не признаваемой ошибкой, начисленные в отчетном (расчетном) периоде суммы перерасчета отражаются в строке 120. Например, в том случае, когда в одном из отчетных периодов в течение календарного года плательщик утратил право на применение пониженного тарифа, но в соответствии Законом № 212-ФЗ обязан произвести перерасчет с начала расчетного периода.
Раздел 2 «Расчет страховых взносов по тарифу и дополнительному тарифу»
Раздел 2 представляется абсолютно всеми плательщиками страховых взносов и почти не претерпел изменений.
Подраздел 2.1
«Расчет страховых взносов по тарифу»
Строки с 200 по 208 подраздела 2.1, определяющие исчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по тарифу, остались неизменными.
В связи с тем, что Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» не предусмотрено понятие предельной величины базы в отношении страховых вносов на обязательное медицинское страхование, несколько изменилась таблица исчисления взносов на обязательное медицинское страхование.
Так, строка 213, по которой ранее отражались суммы выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу физических лиц для начисления страховых взносов, превышающие предельную величину базы, устанавливаемую ежегодно Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, теперь именуется «База для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование» и определяется в виде разницы между строками 210, 211 и 212.
Строка 214 именуется «Начислено страховых взносов».
Строка 215 будет показывать количество физических лиц, с выплат и иных вознаграждений которым начислены страховые взносы в соответствии с тарифом страховых взносов, применяемым при заполнении подраздела 2.1 Расчета.
Подразделы 2.2 и 2.3 для расчета взносов по доптарифу
В подразделах 2.2 и 2.3 приводится расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ соответственно.
Таблицы остались неизменными. Только в порядке заполнения данных подразделов изменились ссылки на соответствующие нормы Закона о страховых пенсиях — в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных соответственно в п. 1
(подраздел 2.2) либо в п. 2—18 (подраздел 2.3) ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
Раздел 3 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов»
Изменения в этом разделе Расчета связаны с изменениями тарифов, о которых уже говорилось ранее.
Так, с 2015 г. введены новые пониженные тарифы:
— 23 тариф — для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ и получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», и соответствующие им новые категории застрахованного лица — КРС, ВЖКС, ВПКС.
— 24 тариф — для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ и получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», и соответствующие им новые категории застрахованного лица — ТОР, ВЖТР, ВПТР.
В 2015 г. отменены пониженные тарифы (и соответствующие коды категорий застрахованных лиц), установленные для применения в 2012—2014 гг. для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1—3 и п. 7 ч. 1 ст. 58 Закона № 212 -ФЗ:
- для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ;
- организаций народных художественных промыслов;
- семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
- организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;
- плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, — в отношении указанных выплат и вознаграждений; для общественных организаций инвалидов;
- организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;
- плательщиков страховых взносов — российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера).
В связи с прекращением действия вышеперечисленных пониженных тарифов, произошли изменения в наименовании и таблицах соответствующих подразделов раздела 3 Расчета (см. табл. 2).
Изменения в разделе 3: сравнительная таблица (таблица 2)
Старая форма РСВ-1 ПФР |
Новая форма РСВ-1 ПФР |
---|---|
Подраздел 3.1 | |
«Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов — общественными организациями инвалидов, указанными в пункте 3 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ»
Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне) |
«Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 6 части 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ» |
Подраздел 3.2 | |
«Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 3 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ»
Заполняется организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения и осуществляющими основной вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ |
«Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ» |
Подраздел 3.3 | |
«Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 6 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ»
Заполняется некоммерческими организациями (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированными в установленном законодательством РФ порядке, применяющими упрощенную систему налогообложения и осуществляющими деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) |
«Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 11 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ» |
Раздел 4 «Суммы доначисленных страховых взносов с начала расчетного периода»
В таблице раздела 4 наименования строк и граф приведены в соответствие с общей терминологией Закона № 212-ФЗ и наименованием строки 120 раздела 1 Расчета. Кроме того, перечень кодировок оснований для перерасчета, указываемых в графе 2, дополнен кодом 4. Он будет проставляться в случае корректировки плательщиком страховых взносов базы для начисления страховых взносов предшествующих отчетных периодов, не признаваемой ошибкой. Другие коды остались прежними:
— 1 — в случае доначисления по актам камеральных проверок, по которым в отчетном периоде вступили в силу решения о привлечении к ответственности плательщиков страховых взносов;
— 2 — в случае доначисления по актам выездных проверок, по которым в отчетном периоде вступили в силу решения о привлечении к ответственности плательщиков страховых взносов;
— 3 — в случае если плательщиком страховых взносов самостоятельно доначислены страховые взносы в случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате за предыдущие отчетные периоды.
Раздел 4 заполняется и представляется плательщиками страховых взносов в случае, если органом контроля за уплатой страховых взносов были доначислены страховые взносы в текущем отчетном периоде за предыдущие отчетные (расчетные) периоды по актам проверок (камеральных и (или) выездных), по которым в текущем отчетном (расчетном) периоде вступили в силу решения о привлечении (в отказе в привлечении) к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, а также если органом контроля за уплатой страховых взносов выявлены излишне начисленные плательщиком страховых взносов суммы страховых взносов.
В случае самостоятельного выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате за предыдущие отчетные (расчетные) периоды, а также в случае корректировки базы для начисления страховых взносов предыдущих отчетных (расчетных) периодов (на основании данных бухгалтерского учета), не признаваемой ошибкой, плательщик отражает в разделе 4 суммы перерасчета страховых взносов, начисленные в отчетном (расчетном) периоде.
В Порядке заполнения Расчета подчеркивается, что в случае отражения изменений в соответствии со ст. 17 Закона № 212-ФЗ в уточненном Расчете за соответствующий период раздел 4 Расчета за текущий отчетный период не заполняется.
Раздел 6 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица»
При заполнении подраздела 6.1 раздела 6 Расчета необходимо обратить внимание на появление нового реквизита «Сведения об увольнении застрахованного лица». Данное поле заполняется проставлением символа «Х» в отношении застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и уволенных по состоянию на конец отчетного периода в последние три месяца отчетного периода.
Если работы выполнялись на основании договора гражданско-правового характера, поле «Сведения об увольнении застрахованного лица» заполнять не нужно.
В случае если плательщик страховых взносов не менял своего местонахождения и регистрационный номер у плательщика не менялся, то при заполнении подраздела 6.3 «Тип корректировки сведений» раздела 6 Расчета реквизит «Регистрационный номер в ПФР в корректируемый период» не заполняется.
Кроме того, необходимо отметить, что более четко прописаны правила, связанные с представлением корректирующих индивидуальных сведений.
Так, при представлении сведений, корректировка которых не связана с изменением тарифа страховых взносов (кода категории застрахованного лица), в форме с типом «корректирующая» заполняются все показатели формы, как корректируемые, так и не требующие корректировки.
При представлении сведений, корректировка которых связана с изменением тарифа страховых взносов (кода категории застрахованного лица), в форме с типом «корректирующая» заполняются все показатели формы, как корректируемые, так и не требующие корректировки. При этом в форме с типом «корректирующая» указываются два (или более) кода категории застрахованного лица: отменяемый и тот, в соответствии с которым вновь начислены страховые взносы («новый» код).
В ситуации, когда представляются сведения, корректировка которых связана с отменой данных по одному тарифу страховых взносов (кода категории застрахованного лица) и изменением данных по другому тарифу страховых взносов (то есть исходная форма сведений содержит более одного кода категории застрахованного лица), в форме с типом «корректирующая» заполняются все показатели формы, как корректируемые, так и не требующие корректировки. При этом в форме с типом «корректирующая» указываются два (или более) кода категории застрахованного лица: отменяемый и тот, в соответствии с которым вновь начислены страховые взносы («новый» код).
В случае представления корректирующих сведений на застрахованное лицо, уволенное ранее отчетного периода, раздел 6 с типом «исходная» за текущий отчетный период на данное застрахованное лицо не заполняется, представляется только форма, корректирующая сведения за предшествующие отчетные (расчетные) периоды.
Важно!
Напомним о такой непростой категории застрахованных лиц, как иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ.
Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ внесены изменения в ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» — исключена норма, оговаривающая необходимый шестимесячный срок заключения трудовых договоров для признания названных лиц застрахованными лицами.
Другими словами, теперь работодатель, заключающий трудовой договор с такими работниками, с первого дня их трудовой деятельности обязан получить на каждого страховой номер индивидуального лицевого счета, исчислять страховые взносы с выплат в их пользу и представлять индивидуальные сведения.
1 Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013, в «Российской газете», № 296, 31.12.2013, № 6, 15.01.2014 (прил. 1-4).
2 В случае изменения показателей, касающихся уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в том числе по дополнительным тарифам) или изменения сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в том числе по дополнительным тарифам).
3 Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013, «Российская газета», № 295, 30.12.2013.
4 Следует не забывать, что и работник в таком случае не зарабатывает себе право на льготную пенсию.